Светлана Бломберг

На чем держится вечность


    
    Рассказ "Хапун" представляется мне филигранно отделанным литературным произведением. В нем присутствует волшебство поэзии, которое не видно вооруженным глазом. Он очень цельный, органичный, хотя и многоплановый, мне кажется, что в нем нечего ни убавить, ни прибавить, каждое слово на месте, ритм текста завораживает. Не могу пройти мимо строк, когда автор передает мир ребенка: По соседству мальчик Боря крепко спит. Он сегодня хорошо напугался: под вечер они всей компанией сели в кружок у старой липы и рассказывали страшные истории.
    Замечательное наблюдение. Только ребенок может крепко спать от страха.
     Или:
    Хотя именно на базар ходить было интересно, один раз он даже видел там цыган - большой бородач шёл в толпе цветасто одетых женщин, молча и важно указывал толстым пальцем на ряд, немедленно начинался визг, крик, потом становилась видна ошарашенная крестьянка бессмысленно переводящая взгляд с мелочи в руке на остатки своего товара.
    

    Текст явно в традициях идишистских прозаиков. Это и зачин рассказа, контраст между реалистическим описанием глубинки 60-х годов и фантастического явления диббука . Дело происходит на грани между летом и осенью, когда возможны чудеса и неосторожно брошенное слово может материализоваться во врага рода человеческого - кстати, прекрасно описана природа в ожидании грозы. Но и прямолинейный военный Яша, презирающий этот мирок с его традициями - он нарочно ходит босиком по городку: " Тоже мне, Коростень, я в Саратове учился!" - виноват в том, что навлек своим непочтением на себя диббука. Этот рассказ - о преемственности, на которой и базируется вечность: "Остались в прошлом старый мост, магазин "Светанок", кинотеатр "Жовтень" - там уже новые фильмы. Сломалась и безжалостно выброшена скамейка с заветными словами про любовь, другие люди живут в доме, другие дети играют во дворе. Но всё так же бежит речка Случ, возвращаются вечерами, неспешно заполняя дорогу, коровы с пастбища, метут воздух плакучие ивы, целуются пары, задувает ветер, и каждое утро кто-то сверху, высоко-высоко в небе, аккуратной кисточкой рисует облака и солнце".
    
    Время действия рассказа "Таджикистан-90" - та же грань между двумя эпохами, безвременье - вот-вот окончится советская власть. Чувствуется, что она уже на излете, в докторах нет никакой крепкой идейности, за ними ничего не стоит, в душах у них пустота, оттого и беспросветное пьянство. От советской власти в них только колонизаторские настроения и отношения к таджикам как у старшего брата к младшему. Да и в этом они не очень настойчивы. В том и другом рассказе присутствует мотив презрения к устоям и силы, не зависящей от человека. По отношению к миру таджиков русские врачи выглядят инопланетянами. Быстро приходит чувство своей ненужности в этом крепком вековыми традициями и совершенно чужом им мире. Даже солнце тут - "главный таджик". Врачи кое-как тянут свой срок, не уважая и не стараясь понять жизнь, в которую они попали, и только у Игоря отношение к этому миру иное. Он не то чтобы хочет слиться с ним, подладится, он просто терпим и хочет понять и принять его таким как он есть.
    В целом оба рассказа - большая удача автора.
    
    

    
    

 

 


Объявления: