"Лишний человек" в контексте Израиля

Светлана Бломберг о прозе Г.Розенберга, и не только.

       
        В клубе я успела поприсутствовать на обсуждении многих прозаических произведений (о стихах разговор особый). Каковы самые популярные темы этих произведений? Это прежде всего ностальгия. Осознание своего прошлого через призму настоящего. А что мы имеем в настоящем? Вот это вторая самая популярная тема наших авторов.
        Совсем недавно мы обсуждали рассказы П.Лукаша, по поводу героев которого было сказано, что они живут словно в полубреду, действуют как в полусне, т.е. находятся в состоянии пограничном. Можно было бы привести еще массу примеров в русскоязычной литературе Израиля, где выведены подобные герои, от Нины Воронель до Феликса Гойхмана.
        У Г.Розенберга образ поезда олицетворяет собой балансирование на грани, незавершенность, неустойчивость существования, состояние полудействительности, когда ты уже не в прошлом и еще не в будущем, а живешь в какой-то временной полуосознанной реальности. Мне представляется, общность этих героев в литературе израильских авторов, выходцев из СССР, неслучайной. Мы живем в этом состоянии, у кого-то оно выражено больше, у кого-то меньше. Как бы удачно ни проходила абсорбция, это состояние, как мне кажется, хоть на дне души, да останется у каждого репатрианта, попавшего в Израиль в немолодом возрасте. Оно находит отражение в наших произведениях. Образ такого своего рода "лишнего человека" - находка наших авторов. Мы никогда не избавимся от груза, оставшегося за нашими плечами в нашем прошлом, как бы ни старались. Пора это осознать и смириться с этим.
        Литература - зеркало действительности, это, как известно, принцип реализма. И все произведение Г.Розенберга построено по этим реалистическим принципам. Никаких загадок, никакой магии - автор профессионально владеет инструментарием в реалистических рамках, четко можно проследить изящную композицию, стройную систему образов. Может быть, для кого-то это недостаток, но мне кажется, что постмодернизм уже вышел из моды, литература очищается от шелухи, традиции возвращаются. Не хочется вдаваться в детали, может быть, если сильно поискать, то можно найти недочеты, но мне бы хотелось говорить о произведении в целом. А оно крепко сшито, на мой взгляд, потому что я не заметила швов, представляет собой единое законченное целое - готовое изделие, где автор ясно и последовательно выражает то, что хотел сказать.
       
       
       
       

            
            

 

 


Объявления: По фиксированным ценам сантехнические кабины на выгоднейших условиях.