Светлана Бломберг
Нравственность в природе вещей
"Мы, дети проходных дворов, найдем сами свой цвет"
Виктор Цой
"Детство проходило в обстановке духовно скудной", - первая фраза книги Эстер Кей "Эстер. Повесть о раскрытии еврейской души"("Шамир", Иерусалим, 2002) и является ключом к пониманию всего, что произошло с героиней этого повествования.
Детство этого российского поколения пришлось на буйно загнивающий застой, когда официальная идеология и внутреннее убеждение уже не пересекались ни в какой точке. Зорким взглядом они отметили тотальное лицемерие взрослого мира, где высокие идеи вызывали издевательскую усмешку, а высокие чувства и слова девальвировались. Горбачевская перестройка открыла все источники, из которых полилась, скрываемая до сей поры, накопленная за десятилетия советской власти грязь, люди перестали стесняться своей подлости. Оказалось, что их родина - страна с непредсказуемым прошлым. Опустошенность, разочарование, нигилизм - да, но самое страшное - растерянность: "Ты очень тих и внутренне застрелен. Как храм, где нет молитвы уже давно".
Рано или поздно пришлось покидать привычные дворы, выходов и исходов из них было много - вплоть до полетов в открытые окна. Часть кинулась в бизнес. Те из них, кто выжил, живут сейчас цивилизованно и стараются не вспоминать свои первые кооперативные ларьки и махинации с металлом. Другие пошли в мафию и рэкет. Те из них, кто выжил, сейчас в "авторитетах". Но вот иные занялись богоискательством. О них-то и идет речь в книге Эстер Кей. Для них было важно не столько найти занятие, обеспечивающее жизненные потребности, - важно было обрести духовный стержень.
Будущая "царица Эстер" родилась в городе Ростове, в парниковом эффекте рядовой обывательской семьи. В духовном плане она была - пластилин, какой ее вылепит жизнь, такой и будет. Некоторые девчонки обвешивают стены своей комнаты плакатами с кинозвездами, а она сотворила себе кумиров из стандартных фарфоровых статуэток и поселила их в тумбочке, молилась им и посвящала в свои детские тайны, приносила в жертву мелкие монетки. Подростком стала задаваться вопросом: зачем она живет? Павлик Морозов в ее годы уже совершил свой "великий подвиг", Володя Ульянов ненавидел царизм, а Мария Стюарт стала королевой... А она? "Живу себе, и все".
Открытием для героини явилось то, что она наполовину еврейка. Об этом в семье старались не говорить, как о неприятной наследственной болезни. К счастью, это открытие она сделала сама, а не с помощью антисемитов, как обычно случается. Оно объяснило ей очень многое и перевернуло сознание: "Мы с тобой одной крови..." В еврействе брезжила возможность одухотворения безвоздушного пространства первых постзастойных лет.
Дорога к Храму лежала через испытания бытом. Героиня окончила школу, сначала работала в редакции газеты, где сотрудники были циничны и беспринципны, потом поступила в Московский университет. Милая сердцу многих жизнь студенческого общежития описана как фантасмагория или шабаш. Но в книге эти страницы не выглядят морализаторством, героиня никого не осуждает, просто решает: это не мое. А что - мое? "В церкви смрад и полумрак, черти курят ладан. Нет, ребята, все не так, все не так, как надо" - душа ее не откликнулась на монашеские разговоры, а церковный реставратор, говоря о душе, на самом деле соображал, как бы соблазнить девушку. С симптомами тоски по Всевышнему она вошла в синагогу в Марьиной роще и попала на встречу шабеса. С этого и началась Эстер.
Далее описан путь постепенного духовного роста, когда быт превращается в бытие благодаря присутствию Бога в повседневной жизни. Неокрепшее сознание цепляется за внешние проявления этого быта. Но нет ничего внутреннего, нет ничего внешнего, все внутреннее и есть внешнее, и наоборот: каждодневное следование еврейскому образу жизни начинает в конечном итоге определять и ее внутреннее содержание. И все это на фоне трагических событий действительности: инфляция и путч в России, война в Израиле... Нельзя сказать, что община синагоги в Марьиной роще жила обособленно, нет, она откликалась на все это по-особому. Героиня находит свою любовь, открывает для себя, как чисты и нравственны отношения в еврейской религиозной семье
Эстер сама признает, что сочетание учебы в университете и синагогальной жизни вносило в ее существование элемент интриги. Демонстративным личностям необходимо удивление окружающих: сооружать панковский красный "ирокез" на голове или слишком скромно одеваться и кашерно питаться... После замужества и переезда в Израиль она снова спрашивает себя: в чем смысл? Потому что в Израиле быть религиозной еврейкой - обыденность. Пытается найти себе какое-то занятие, но не складывается. К тому же выясняется, что к ней, как к репатриантке из России, относятся с предубеждением. Но в книге хороший конец: все образуется, духовное равновесие восстанавливается, в семье появляется долгожданный ребенок.
Автор книги Эстер Кей живет в Цфате, преподает Тору. Между теми, кто религиозен с детства и теми, кто пришел к этому в сознательном возрасте, лежит пропасть. Эстер Кей мечтает опубликовать сборник миниатюр на эту тему под названием "Братство тупика". Но это произведение еще ждет своего издателя. Внутренний огонь мешает ей стать типичной хабадской женщиной, замкнутой в собственном мире, найти полное понимание у мужа: он не возьмет в толк, зачем жена хочет опубликовать книгу рассказов на светские темы? Ведь в Торе есть все, к чему читать другие книги?
 
 
Объявления: