Соломон Могилевский
Фило- и антисемитизм в истории российского государства
Издательством Российского государственного
гуманитарного университета в Москве опубликовано капитальное
исследование под названием "Парадоксы и причуды филосемитазма
и антисемитизма в России". Его автор - израильский ученый
Савелий Дудаков, перу которого принадлежит ряд фундаментальных
работ, посвященных различным аспектам истории российского
еврейства. В книге собран и обработан колоссальный
документальный материал, давший возможность проанализировать
проявления и причуды филосемитизма и антисемитизма как
составную и неотъемлемую часть истории Росссии с самых ранних
ее времен и до наших дней.
Все основные аспекты истории филосемитизма и
антисемитизма в России, казалось бы, издавна известны, но до
сих пор оставались малоизвестными их взаимозависимость и
влияние на развитие общественно-политической жизни страны.
Выходом в свет фундаментального труда С. Дудакова объемом в 40
печатных листов пробел, существовавший в русской исторической
литературе, преодолен и весьма удачно.
***
Тема, избранная автором, многогранна и сложна. Границы ее по
существу необъятны. Взявшись за ее разностороннее раскрытие,
автор был вынужден тщательно выяснить отношение к евреям,
еврейству и иудейской религии царя и царского двора, великих
князей, занимавших ведущие посты в государственном и
региональных аппаратах, аристократии и интеллигенции,
чиновничьего аппарата, генералитета и армейских кругов,
ведущих ученых-историков, философов, правоведов, литераторов,
музыкантов, искусствоведов, а также и позицию представителей
городских низов и крестьянства.
Ответ на все эти вопросы потребовал от автора
привлечения и изучения широчайшего круга разнообразных
источников и литературы. Один лишь перечень их занимает (в
приложении к книге) около 35 страниц. Речь идет о литературе
на старославянском, древнерусcком, русском, украинском,
чешском, польском, английском и немецком языках. Читатель
знакомится с малоизвестными хронологическими сборниками
законов и царских уложений за разные годы, с именными
императорскими указами, с летописью по Лаврентьевскому списку,
с русскими былинами, с библейскими и агадическими сказаниями,
взглядами по еврейскому вопросу видных русских историков
(Ключевского, Костомарова, Грановского, Соловьева и др.), с
позицией крупных русских литераторов (писателей и поэтов), с
огромным количеством статей ведущих российских журналистов, с
воспоминаниями общественных и политических деятелей, с
эпистолярным наследием, с еврейской тематикой в музыке и
искусстве и т. д. Чтение книги облегчено удачным и очень
разумным расположением материала, изложенного в шести очерках,
каждый из которых подразделен на параграфы. Названия
большинства из них выглядят интригующе: "Самостоятельная жизнь
рукописи", "Десное братство", "Еврейский вопрос в земледелии",
"Память или забвение", "Первородное покаяние" и др.
При всей известности сути филосемитизма и антисемитизма,
автором книги введен в научный оборот целый ряд новых, ранее
не известных фактов, дающих возможность по-новому прочитывать
суть исследуемой проблемы, в том числе проявлений "парадоксов
и причуд. Громадный документальный материал, привлеченный
автором, говорит и о том, что мало кто из филосемитов или
антисемитов в российской истории был последователен до конца.
Многие эпизоды, описанные автором книги, на мой взгляд,
представляют особый интерес. Это крещение Руси и появление
полемической литературы, направленной против иудаизма;
иудейское влияние на Русь; различные версии о Киевской Руси
как преемнице хазарского царства; хазарское происхождение
Рюриковичей; еврейское происхождение матери св. Владимира;
реальное происхождение былинных богатырей-жидовинов;
религиозно-культовые движения; иудействующие или жидовствующие
и их отход (отпад) от православия и принятие иудейской веры.
Данные о жидовствующих даны в хронологической
последовательности по годам, губерниям, районам и городам
Российской империи. С неослабевающим интересом читаются
страницы, рассказывающие о непосредственном переходе в
еврейство отдельных личностей.
Так, повествуя о судьбе капитана Николая Сазонтьевича
Ильина (сына генерала Паткуля), автор отмечает, что за свои
религиозные взгляды, близкие к иудаизму, он провел в заточении
21 год. Другим потрясающим примером является подвиг
крепостного крестьянина-самородка Тимофея Михайловича
Бондарева, сделавшего обрезание и принявшего еврейское имя
Давида Абрамовича и ставшего страстным пропагандистом Старой
Веры. Годы солдатчины, преследований, ссылки в Сибирь не
изменили его взглядов. Бондарев разработал трактат о
трудолюбии и тунеядстве, который заинтересовал многих видных
общественных деятелей, в том числе Льва Толстого, с которым он
долгие годы состоял в переписке. По словам Толстого,
гениальный крестьянин был его учителем жизни и философское
мировоззрение сибирского Сковороды несравнимо выше признанных
ученых авторитетов.
Сектантство иудейской направленности приобрело со второй
половины девятнадцатого века довольно широкое распространение,
вовлекая в свои ряды представителей всех слоев населения
России - от простого люда до аристократии, - и это несмотря на
преследования, тюремное заключения и ссылки. Враждебная
деятельность властей, направленная против сектантского
движения, особенно против иудействующих (жидовствующих), была
лишь частью антисемитской политики, которая оставалась
неизменной на всем протяжении 300-летнего пребывания у власти
династии Романовых. Читатель найдет в книге С. Дудакова
прекрасно написанные страницы, характеризующие отношения к
евреям и еврейскому вопросу каждого из царствовавших Романовых
от Алексея Михайловича до Николая II (!!!ЛАТИН!!!). Крайняя
враждебность последнего царя к богоизбранному народу
способствовала гибели династии.
Ярко и образно рассказано о большом количестве крещеных
евреев-генералов, которых в русской армии было гораздо больше,
чем в официальных справочниках, министров - выкрестов и
министров еврейских кровей. В их числе С. Ю. Витте, К. В.
Нессельроде, Е. Ф. Канкрин (внук раввина Кан-Крейна) и многих
других. В этих очень выпукло написанных портретах много
нового. Любопытной представляется "еврейская политика" великих
князей. Она не была однозначной. Наряду с ярыми антисемитами
типа великого князя Сергея Александровича, Николая Николаевича
и ряда других, предстает довольно непоследовательный
филосемит, с "парадоксами и причудами", - Константин
Константинович, которого в литературе, посвященной истории
России, называют "лучшим из Романовых". Немало примеров в
истории княжеских родов противостояния "фило" и "анти" среди
братьев и кровных родственников.
Наличие еврейской крови многих князей и графов многим
обязано бракам пяти дочерей еврея Петра Павловича Шафирова,
вице-канцлера Петра I , и его жены, еврейки,
урожденной Анны Степановны (Самуиловны) Копьевой. Дочери вышли
замуж за представителей виднейших родов России - много выше
"выскочек" Романовых, Рюриковичей, Долгоруковых,
Гедиминовичей-Хованских. Они породнились с древними родами -
Головиными, Гагариными и Салтыковыми. Это во многом определило
их отношение к евреям и к еврейскому вопросу.
Очевидно, можно и должно говорить сегодня о том, что в
кругах российской аристократии, в дворянских кругах России
довольно легко уживались и "про" и "анти". Достаточно назвать
только несколько имен, действовавших примерно в одно и то же
время: последовательного антисемита Николая Николаевича
Голицына и филосемитов - светлейшего князя А. А.
Суворова-Италийского, графа Рымникского, а также графини
Уваровой Н. П., урожденной Горчаковой, и даже "советского
графа" П. П. Игнатьева, друга Соломона Михоэлса. К их числу
следует добавить семью князя П. П. Демидова-Сан-Донато и
многих других.
***
Специальный очерк посвящен проблемам филосемитизма и
антисемитизма в русской литературе, музыке и искусстве. В этом
очерке читатель встречается с характеристикой произведений
ярко выраженного антисемитского толка и одновременно с трудами
филосемитского характера.
Разбросанные по разным исследованиям, воспоминаниям,
журнальным и газетным статьям сведения собраны доктором С.
Дудаковым воедино и представлены цельным, интересным, а
местами захватывающим рассказом. В них главное внимание
уделено Петру Яковлевичу Чаадаеву и его воспеванию "Моисея";
Михаилу Юрьевичу Лермонтову, с его "еврейским сюжетом" в
"Демоне", "Испанцах"; Тимофею Николаевичу Грановскому, с
негодованием писавшему о средневековых преследованиях евреев;
Александру Ивановичу Куприну, создавшему бессмертные
"Суламифь" и "Гамбринус"; Д. М. Мордовцеву, заявлявшему
неоднократно о неоплатном долге христиан перед богоизбранным
народом; Михаилу Михайловичу Филиппову, резко осуждавшему
антисемитизм; Леониду Андрееву, Максиму Горькому, Федору
Сологубу, издавшим сборник "Щит" в защиту гонимого племени;
виднейшим литераторам, выступавшим в защиту безвинно-судимого
Бейлиса. Названы имена авторов антисемитских творений. Наиболее
известным в ту пору (конец XIX - начало ХХ вв.)
было имя Иеронима Иеронимовича Ясинского, написавшего
несколько антисемитских романов, не потерявших актуальности до
наших дней. Еврейский вопрос нашел свое разностороннее
освещение в русской исторической литературе. Обращают на себя
внимание две точки зрения. Наиболее ярким выразителем одной из
них является автор многотомных исследований Николай Иванович
Костомаров, другой - философ и богослов Владимир Сергеевич
Соловьев. В воззрениях первого превалирует, хотя и
непоследовательно, антисемитизм. В возрениях второго -
последовательный филосемитизм, блестящее знание истории
еврейства, древнееврейского языка, Талмуда и осуждение
юдофобии в любой ее форме.
Подобные противопоставления присутствуют и в музыке, где
антисемитизму П. И. Чайковского противопоставляется филосемитизм
Модеста Петровича Мусоргского, широко использовавшего в своих
произведениях еврейские мотивы, и в изобразительном искусстве:
филосемит и знаток Библии В. В. Верещагин и антисемит
В. В. Кандинский. Мне бы хотелось привлечь внимание читателей к
взаимоотношениям Василия Кандинского со знаменитым
композитором Арнольдом Шенбергом, и особенно к впервые
переведенным на русский язык письмам композитора к художнику
по поводу его антисемитских, пронацистских взглядов в начале
20-х годов, еще до прихода Гитлера к власти.
***
Шесть историко-литературных очерков, составляющих основное
содержание исследования, венчают четыре приложения.
На первый взгляд каждое из них представляется как бы
сюжетом, могущим быть опубликованным в виде отдельных научных
статей. Но при внимательном ознакомлении с ними приходишь к
выводу, что три из них - "Протоколы Сионских мудрецов",
"Россия и Иерусалим и "Вечный жид" - служат прямым
продолжением или иллюстрацией к содержанию очерков. Эти
приложения документально подтверждают продолжающееся развитие
и "совершенствование" антисемитизма в современной России,
непрекращающиеся издания "Протоколов сионских мудрецов" и
соответствующих клеветнических комментариев к ним.
Легенда об Агасфере - "Вечный жид" - и ее широкое
распространение в России призвана доказать неизбежность
опасной миграции евреев и нарастание угрозы народам России. И,
наконец, раздел, посвященный Иерусалиму, трактует о
преимущественном праве России на Святую Землю.
Что же касается четвертого приложения - о евреях в шахматной
жизни России, - то оно должно было бы быть введенным в
основной корпус исследования.
Все вышеизложенное дает право на вывод: русскоязычному
читателю старшего поколения сказано многое из того, что ими
забыто. Молодым людям - о том, что им было ранее не известно.
 
 
Объявления: