Моисей Каганов
Открытое письмо А. Воронелю
"Каждому поколению взгляды предыдущего кажутся наивными, а последующего -
циничными", - такой фразой А. (Саша) Воронель начинает свою статью
"Печальный аккорд" в .117, служащую заключением к отрывкам из книги "Дело
УФТИ" Ю. Ранюка с соавторами и к сокращенному варианту моей статьи "Через
60 лет", написанной под впечатлением прочитанной книги, внушившей мне
"трагический ужас". А заканчивает так: "Знание добавляет печали. Станет ли
следующее поколение от этого еще циничнее?"
Я, должен признаться, плохо
понял, что буквально хотел сказать Саша. По-видимому, мои взгляды кажутся
ему наивными, а его мне - должны казаться циничными.
Но ничего такого я
не думаю! Хотя не со всем, что ты высказал в своей статье, я согласен.
Признаться, в чем я проявил наивность, я тоже не вполне понял. Наверное, в
том, что не знаю точно, был ли К. Д. Синельников стукачом. Моим студентам,
как ты пишешь, "было широко известно, что Синельников - сотрудник КГБ".
Откуда это может быть известно? Конечно, и я, и многие другие из моего
поколения прекрасно знали, что любой руководитель учреждения общался с
оперативным уполномоченным КГБ, приставленным к его учреждению. Это входило
в его директорские обязанности. Общался он и с обкомом, конечно. Мне
Синельников никогда не нравился. И даже не внушал уважения. Страх - да, а
уважение - нет. Свои претензии к нему я в статье высказал, может быть, не
совсем четко. Обвинял я его за то, что о нем знал точно: он увольнял
сотрудников-евреев. Уверен, он мог этого не делать. Положение К. Д. было
основано не на связи с КГБ и обкомом (он иногда демонстрировал
независимость), а родственными отношениями с И. В. Курчатовым. И. В. был
женат на сестре К. Д.
С чем я не согласен в твоей статье?
Уже давно понято, что палач и жертва составляют некое единство. Более
того, эта мысль доводится теперь до парадокса: палач и жертва осуществляют
своеобразный общественный договор; без согласия жертв не было бы палачей.
Но все это в неком глубоком смысле слова. А в житейских ситуациях я хочу
отличать палачей от жертв. Муки подследственных меня волнуют, и я знаю
точно, "что должен был делать следователь НКВД". Не делать того, что он
делал и что подробно описано, в частности, в книге Александра Вайсберга. И
смерть Шубникова, Розенкевича и других уфтийцев я переживаю неизмеримо
острее, чем приговор "одному из следователей, замешанных в "Деле УФТИ",
Торнуеву..." В какой-то мере и потому, что он был приговорен к расстрелу за
"фальсификации следственных материалов и нарушения процессуальных норм" (о,
этот официальный язык!). То, что его не расстреляли, очень, конечно,
характерно.
Думаю, отношение к "известному гуманисту Максиму Горькому", несмотря на
разницу поколений, у нас близкое. Фраза его: "Если враг не сдается - его
уничтожают" вызывала и вызывает у меня омерзение. И все же заключительные
слова абзаца, в котором она приведена, заставили меня вздрогнуть: "Просто и
те и другие попали в шестерни мощной машины, которую они, с разных,
конечно, сторон, помогали строить, но которая не предполагала их
благополучия (?) и вообще на реальных людей не была рассчитана". Формально
ты прав. Я не могу с этим не согласиться. Но я не хочу соглашаться с этой
правотой. Я хочу считать, что есть истинные жертвы. Те, кого мне до слез
жаль. Если это - наивность, я хочу остаться наивным.
Теллер, Сахаров, Ландау, "бесчисленное множество интеллектуалов в
Европе". Конечно, никто не может запретить сравнивать, отмечать, кто прав,
воздавать должное. Но, по-моему, все они заслуживают внимательного
отношения, ни об одном из них нельзя скороговоркой. Небрежность обижает. Я
думаю, ты знаешь, что отмеченное мною непонимание Ландау сути советского
режима не сводилось к вере в то, что "каждая кухарка может управлять
государством". О его отношении к советской власти в молодости довольно
подробно сказано в "Воспоминаниях о Л. Д. Ландау" (М.,"Наука", 1988). Еще
больше я почерпнул из разговоров с Р. Пайерлсом, а совсем недавно, здесь в
Бостоне - с Ласло Тисса. Тисса фигурирует в перечне Ранюка, но, к его
счастью, избежал ареста.
Теллер, Сахаров - интереснейшая, неисчерпаемая тема. К сказанному тобой
добавлю только: в Иерусалиме есть Сад Сахарова, но нет Сада Теллера.
С интеллектуалами тоже не так просто. Многие из двух зол, как им
казалось, выбирали меньшее. Они ошибались. И чудовищно за свою ошибку
поплатились. Приходит в голову: что было бы, если бы Эйнштейн выбрал бы
СССР, а не США?!
Вполне согласен, что "знание добавляет печали". Однако не понял, какое
знание ты почерпнул в "Деле УФТИ" и в моей статье, которое усилило твою
печаль.
Belmont, 6/I 2ОО1
 
 
Объявления: