Владимир Идзинский
ЗА ЗАБОРОМ
Феномен российской ментальности
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф. Тютчев
После горбачевской Перестройки прошло более четверти века. С одной стороны, за эти годы, казалось бы, многое изменилось, и, прежде всего, ушли в прошлое господство социалистической идеологии и тоталитарное правление коммунистической партии. Однако распространенные в начале 90-х годов надежды на быстрое превращение России в демократическое европейское государство не оправдались. До настоящей демократии и правового государства в России еще очень далеко. В постсоветской России нет ни разделения властей, ни независимого суда, ни настоящих свободных выборов, которые, как и при коммунистическом режиме, на самом деле являются лишь имитацией свободного волеизъявления граждан. Подавляющее большинство средств массовой информации – телевидение, радио, газеты – послушны поступающим из Кремля указам и служат инструментом для манипуляции и оболванивания широких российских масс. Не только прокремлевские, но и оппозиционные политические партии финансируются, а значит, и контролируются властью. А независимые от Кремля политические партии не имеют шансов набрать достаточное для прохождения в Думу количество голосов и обречены на маргинальное прозябание.
Многие серьезные аналитики утверждают, что по сути в РФ мало что изменилось, так как основные черты, которые были присущи российской власти и российскому обществу на протяжении нескольких столетий, продолжают господствовать до настоящих дней. Среди самых главных бед современной России называют все те же традиционные и перманентные: плохие дороги, высокий уровень коррупции и воровства, плохая организация производства, отсутствие достаточного количества деловых и ответственных людей, пьянство и низкая нравственность населения на всех уровнях, включая представителей культуры, литературы, искусства и средств массовой информации. И в современной России, как и в прошлые времена, главный и единственно по-настоящему действующий субъект – это власть, т. е. Кремль. Отсутствие серьезной оппозиции, как ничто лучше характеризует состояние и политический уровень российского общества.
Почему же на протяжении нескольких столетий и до наших дней российское общество характеризуют одни и те же черты и одни и те же проблемы? Каковы причины этого явления?
Одной из главных причин наблюдаемого российского феномена является ментальность российской культуры. Дело в том, что черты, характеризующие ментальность этнокультуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных факторов, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Менталитет национальной культуры, претерпевая некоторые изменения, остается в своей основе постоянным. Неслучайно специалисты отмечают, что национальное своеобразие русской культуры узнаваемо как на стадии Крещения Руси, так и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при советской власти, и на современном этапе развития России, и даже в эмиграции. Национальный менталитет проявляется и в мировоззрении народа, и в типе преимущественной хозяйственной деятельности, и в типе государственности, и во взаимоотношениях с соседними народами, и в народных сказках.
Главная проблема России на протяжении веков состояла в том, что эволюция огромной массы российского населения намного запаздывала от эволюции государства. Критикуя и обвиняя во всех бедах России-Руси власть, почему-то забывают сказать о том, какие средства общество предоставляло власти для решения стоящих перед государством вызовов и задач. Кажется странной распространенная попытка объяснить все российские беды и проблемы главным образом особой природой российской государственности и ее недостатками. Ведь возникновение и существование на протяжении нескольких веков именно такой государственности не было случайным и имело свои причины, главными из которых были низкий культурный, политический и этический уровень подавляющего большинства населения страны и ментальность массового типа личности.
Так в чем же особенность российской ментальности и чем она отличается от ментальности других культур? Прежде всего, нужно отметить, что ментальная основа русской культуры очень противоречива. Эта противоречивость вызвана отмечаемым всеми серьезными историками и мыслителями дуализмом российской культуры.
Оказывается, что на всех этапах исторического развития русская культура как бы двоится, представляя одновременно две различных сущности, два отличных друг от друга “лица” – европейское и неевропейское(азиатское), христианское и языческое. Этот дуализм присущ русской культуре с древнейших времен и, как считают некоторые, сохраняется фактически до настоящего времени. Перманентный раскол общества и такая стабильная противоречивость русской культуры составляет главное ее своеобразие и особенность. Российской ментальности и культуре, как никакой другой, присуще наслоение различных исторических этапов: язычество сосуществует с христианством, догосударственное архаическое состояния большинства населения страны уживается с сильной государственной властью, традиции татаро-монгольской Орды и Московского царства соседствуют с новациями петровской России и даже с преобразованиями советской власти и с социалистической идеологией.
По мнению ряда серьезных ученых причиной противоречивости русской ментальности и раскола общества является тот факт, что русское общество и государство не развивалось естественным путем, а получало достижения различных цивилизаций(византийской, татаро-монгольской и западно-европейской) насильственным путем, когда общество еще не было готово принять и освоить достижения этих цивилизаций. Русское общество не вышло из догосударственного архаического состояния естественным путем самостоятельного роста и созревания, а было “затянуто” насильно в чужие цивилизации. Цивилизация была надета на российское общество, как “чужая рубашка”, и долгое время оставалась лишь внешней, не задевая глубинные и сущностные характеристики российского общества и российского человека.
Обратимся к размышлениям на эту тему известного русского философа и публициста Николая Бердяева и его теории антиномичности русской души. Н. А. Бердяев, объясняя антиномичность России и ее культуры, отмечал, что “в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное”. Бердяев пишет, что русский народ можно охарактеризовать лишь в полярных противоположностях, и что отличительными чертами русского человека являются природно-языческий элемент, напряженный максимализм, приверженность определенной идее и готовность нести во имя нее страдания и жертвы. Эти духовные качества, по мнению Бердяева “стали воплощаться в различных общественных теориях и движениях, в том числе, и в русском коммунизме”. Переосмыслив свои ранние представления об особенностях русской культуры и «русской души», Бердяев переносит акценты на такие темы, как слабость «культурного слоя» в России и недостаточное развитие личностного начала и пишет, что за «соборностью» скрывалась неразвитость личности, за «мессианизмом» – грех народопоклон-
ства. Его новые взгляды позволили истолковать революцию 1917 года как трагический, но закономерный результат всей дореволюционной российской истории и культуры.
Своеобразие российской истории наложило отпечаток и на характерные черты российского человека. Для массового типа русского человека на протяжении веков были характерны антибуржуазность, безрелигиозность, враждебность к чужим и ко всем, не разделяющим их веру и убеждения, качества, которые особенно ярко проявились в период революции 1917 года, последовавшей за ней гражданской войне и в первые годы советской власти. Главными ценностями для него являются сильная власть, служение государству, мощная армия, расширение территории, исполнение лозунга “ни пяди родной земли врагу”. Основные ценности западноевропейского общества (демократия, права человека, свобода личности и средств массовой информации) рассматриваются в русской культуре как вещи или ненужные и даже вредные, или условные, т. е. зависящие от поставленных целей. Если демократия и права человека способствуют достижению поставленных целей, тогда с ними можно уживаться, но если они мешают достижению целей, то эти ценности объявляются чуждыми и вредными. Так вел себя Ленин и созданная им партия большевиков, так же вел себя Ельцин и другие представители либерально-демократического лагеря в постперестроечный период. И нравственность в русской культуре не является абсолютной ценностью, и не считается жизненно необходимой – все зависит от обстоятельств и от того, насколько нравственное поведение будет выгодно.
Массовый российский человек сильно подвержен манипулированию, его очень легко соблазнить демагогическими призывами и красивыми обещаниями. Он готов верить в кого-то или во что-то с нуля и часто доверяет “на пустом месте”. Россияне обычно голосуют не в соответствии со своими экономическими интересами, а иногда и не понимают свои настоящие интересы. Поэтому при голосовании за те или иные политические партии экономика и экономические проблемы для большинства россиян имеют второстепенное значение. Определяющим является этнический фактор и сильный характер политика. Российские граждане обычно предпочитают решать конфликты силой и возлагают основную надежду на силу, поэтому они голосуют за сильного лидера.
Кроме перечисленных выше, российского человека характеризуют социальная апатия, безответственность, недоверие ко всем, прежде всего, к политикам и политическим партиям, убеждение, что в мире нет справедливости, неверие в то, что что-то может быть изменено к лучшему в результате целенаправленных совместных усилий простых граждан. Из опыта рядовой российский человек знает, что начальство его наверняка обманет. Поэтому он не верит в хорошего и честного чиновника и убежден, что новый чиновник(начальник) не будет лучше старого, а любые изменения не приведут к лучшему.
Русский человек обычно является одновременно и христианином и язычником, ходит в христианский храм и при этом верит в различные суеверия, ритуалы и символы, присущие язычеству. Российскую культуру можно определять как расколотую цивилизациями культуру, так как Россия “застряла” в промежуточном состоянии и является одновременно и азиатской, и европейской, и языческой, и христианской, и мусульманской страной. В этом и есть главная особенность России, отсюда и ее загадочность, и непонятность, и нелогичность, и в этом же главные истоки ее проблем. Отсюда и самая характерная отличительная особенность российской культуры(ментальности)– отсутствие единой этической системы и единой морали. Даже у большинства самых талантливых и самых образованных российских людей этическая основа или расплывчата, или не развита, или отсутствует вообще, не говоря уже о простых народных массах.
Многие представители национально-патриотического лагеря совсем не без основания говорят о противоестественности либерализма для российской ментальности. Это подтверждается и тем фактом, что повторяющиеся попытки либерализации российской государственной системы всегда заканчивались отторжением либеральных реформ. Власть на некоторых исторических этапах понимала необходимость либеральных реформ и периодически стремилась к хотя бы частичной их реализации. И каждый раз реформы буксовали, более того, реформы приводили к худшим результатам, и приходилось возвращаться назад, так как русское общество оказывалось не готовым к очередной либерализации. Каждый раз приходилось выправлять ситуацию усилением авторитарного начала. Такими были, например, результаты крестьянской реформы 1861 года, когда десятки тысяч крестьян, наконец, получили свободу. Однако проблема заключалась в том, что большинство и помещиков и крестьян не были готовы к новым формам хозяйствования. Все это привело к трагическим последствиям и разорению многих хозяйств. Вот и ельцинские реформы 90-х годов прошлого века дали плачевные результаты. За два-три года экономика была почти полностью разрушена – особенно пострадала промышленность. Такого падения уровня производства не было даже в период Второй мировой войны. Многие предприятия фактически перестали функционировать. Огромная инфляция обесценила многолетние сбережения миллионов простых граждан. По сути страна оказалась на грани экономического краха. Это привело к дискредитации не только либерализма и либеральных партий, но и к дискредитации демократии вообще. В результате Россия вернулась на свою старую колею – к авторитарной системе правления.
Совсем не случайно подавляющее большинство россиян поддерживают авторитарный режим Путина и его политику. Да что там поддерживают Путина, многие продолжают считать Сталина лучшим российским правителем и государственным деятелем. По сообщению российских СМИ в РФ за последние месяцы открыто несколько памятников Иосифу Сталину. В последнее время в Крыму на концертах исполняют новую песню “Верните Сталина”, при этом большинство присутствующих встают и рукоплещут. Ну что еще лучше может характеризовать российскую ментальность? Ведь эти люди, встающие в едином порыве любви и уважения к одному из самых страшных тиранов всех времен, достаточно осведомлены об ужасах сталинского режима. Их никто не заставляет это делать, они рукоплещут исполнению песни добровольно.