Владимир ИДЗИНСКИЙ
Массовая эмиграция евреев и дистрофия российской культуры
В своей статье “Cто лет невежества” известный публицист и исследователь российской политики Владимир Пастухов пишет: “Тот, кто внимательно следит за событиями в России, не может оставить незамеченными качественные перемены в русском “культурном слое”. Они обнаруживают себя, в первую очередь, в смене доминирующего “культурного типа”. … Снижение “абсолютного” культурного уровня в России является пугающей тенденцией, которую, по-видимому, в будущем нельзя будет игнорировать. “Пастухов только констатирует факт, не отвечая на вопрос, что является причиной качественных изменений в русском “культурном слое”. У меня нет каких-либо научных данных, но я думаю, что одной из главных причин снижения культурного уровня в РФ является начавшаяся в 90-е годы эмиграция и, прежде всего, массовая эмиграция евреев.
Эта эмиграция евреев, начавшаяся в период горбачевской Перестройки, и продолжающаяся, хотя и в малых размерах, до настоящего времени, по своим последствиям сравнима с наиболее важными фактами российской истории последних веков. Ученым и, прежде всего, социологам еще предстоит определить степень влияния этого явления на российское общество. За период с 1989 по 2002 годы число евреев, проживающих в России, сократилось в 3,4 раза. Если до революции 1917 года в Российской империи проживало примерно 5 миллионов евреев, то сейчас, согласно официальной статистике, в 146 миллионной России проживает только 230 тысяч евреев, что составляет 0,15% от всего населения. Сбылась мечта как многих советских евреев (вырваться из советской “клетки“), так и российских патриотов-антисемитов (очистить страну от этого “зловредного племени”). Нет сомнения, что это массовое бегство евреев является следствием политики государственного антисемитизма (ПГА), осуществляемой руководством СССР на протяжении нескольких десятилетий.
Советская Россия многим обязана евреям. Огромный положительный вклад евреев в советскую экономику, культуру, науку трудно переоценить. Однако, в РФ до сих пор популярны мифы о том, что евреи приносят только вред и что все беды России из-за евреев. Для некоторых национал-патриотов антисемитизм является главным содержанием русской идеи, и они до сих пор видят в евреях самую большую опасность. У этих людей странная логика. Они обвиняют евреев в лояльности советской власти и их активном участии в культурном и экономическом развитии СССР и, одновременно с этим, гордятся достижениями этой власти – мощью созданной промышленности и оснащенной передовой техникой армии, победой СССР в Великой Отечественной войне, успехами в науке, космонавтике, балете, кинематографе, спорте и многих других областях. Но ведь всех этих достижений не могло быть без знаний, энергии, таланта, добросовест-
ности и самоотверженности граждан еврейской национальности. С большой степенью уверенности можно утверждать, что без евреев невозможно было добиться в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения и осуществить индустриализацию страны, без чего нельзя было бы превратить Россию из преимущественно крестьянской и сельскохозяйственной страны в развитое промышленное государство. Первая модернизация России была осуществлена, как известно, Петром Первым с помощью приглашенных в Россию западноевропейцев, а вторая была проведена советской властью с помощью евреев, оказавшихся в большом количестве в пределах Российской империи после нескольких разделов Польши. Благодаря активному участию еврейского населения Россия не только смогла сохранить свои огромные территории, но превратилась в сверхдержаву, конкурирующую по своей военной мощи с США – самой крупной страной западного мира. Об этом почему-то в российских патриотических СМИ стараются умалчивать.
После революций 1917 года евреи, в массовом количестве переселившиеся из бывшей черты оседлости в столицы и другие крупные города, стали важнейшей опорой молодого советского режима. В.И.Ленин признавался: “Большое значение для революции имело то обстоятельство, что в русских городах было много еврейских интеллигентов. Они ликвидировали тот всеобщий саботаж, на который мы натолкнулись после Октябрьской революции ... Еврейские элементы были мобилизованы ... и тем спасли революцию в тяжелую минуту. Нам удалось овладеть государственным аппаратом исключительно благодаря этому запасу разумной и грамотной рабочей силы”. Но и на протяжении всех последующих десятилетий еврейская интеллигенция и вся эта “разумная и грамотная рабочая сила” еврейской национальности продолжали играть существенную положительную роль в развитии всех областей хозяйственной и культурной деятельности советской России.
Ограниченный объем этой статьи не позволяет привести слишком много подробностей и фактов. Поэтому остановимся только на информации, касающейся участия еврейских врачей и ученых в становлении и организации российской послереволюционной медицины. До революции из-за существовавшей процентной нормы и малого числа университетов в России многие из евреев-врачей получали образование в Европе и оставались жить и работать в европейских странах или США. Они стажировались и работали в зарубежных клиниках и занимались научными исследованиями. Только часть из них возвращалась в Россию. Но после революции 1917 года значительное количество этих врачей вернулось в Россию. Система здравоохранения, высшего медицинского образования и научных медицинских учреждений в стране была полностью разрушена, и евреи-врачи с европейским образованием оказались очень востребованы. Поэтому советский период, особенно первое десятилетие, был отмечен резким увеличением числа евреев в медицине и всплеском их творческой и организаторской активности. Евреи принимали активное участие в создании новых медицинских учебных заведений, исследовательских институтов, лабораторий и кафедр. Сотни евреев возглавили медицинские учреждения и новые научные направления.
Приведем некоторые цифры и статистические данные из уникальной книги израильского профессора Эмануила Любошица “Евреи в российской медицине и биологии (1750-2010)” (http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer4/Ljuboshic1.php), которая позволяет отчетливо увидеть практические подвиги и научные открытия тысяч еврейских врачей и ученых, в том числе их огромный вклад в спасение миллионов жизней российских солдат. Впечатляет число подготовленных ими научно-педагогических кадров – тысячи докторов и кандидатов наук, огромное количество печатных работ, монографий, учебников. Как пишет Э.Любошиц, “подлинный масштаб творческого вклада евреев в науку и культуру оставался неизвестным целым поколениям, особенно на протяжении существования советской империи. Между тем, имеются целые пласты исторических фактов, свидетельствующие о том, что этот вклад далеко перекрывает все расхожие представления”.
Важную роль евреи сыграли в становлении и развитии советской военной медицины. Уже в 1929 году среди военных врачей евреи составляли около 18%. Но особенно большой, как отмечает профессор Любошиц, была роль евреев-врачей в период Великой Отечественной войны с нацистской Германией: “доля евреев в числе высшего руководства медицинской службы советской армии (ГВСУ и его отделы, фронтовые и армейские уровни) – составляла около 30%. Также высокий процент евреев был среди корпусных и дивизионных врачей (12-15%).” Например, евреями были: “Главные специалисты фронтов и флотов – 126 человек (77 профессоров, 21 – доценты или кандидаты наук), из них гл. хирургов фронтов – 18, гл. терапевтов – 15, гл. гинекологов – 19, гл. эпидемиологов – 15, гл. дерматовенерологов –7, гл. психиатров – 3, гл. токсикологов – 6, гл. рентгенологов – 6”.
О роли евреев в советской медицине в послевоенный период говорят следующие данные: “В 1959 г. имелось докторов мед. наук 2882, кандидатов мед. наук 14940, из них в ВУЗах – докторов наук – 1729, кандидатов – 8034. В 1977 в ВУЗах было свыше 3000 докторов наук и более 20000 кандидатов.” Среди евреев было и много крупных организаторов здравоохранения. Министров (наркомов) СССР, республик и РФ в разные периоды – 15. Заместителей министров (наркомов) СССР, республик и РФ – 25. Начальников управлений МЗ (НКЗ) СССР, РСФСР – 13. Заведующих край- и облздравами – 11, заведующих горздравами крупных городов – 19.
Согласно Электронной еврейской энциклопедии евреи были создателями и руководителя научных школ в различных областях медицины: “в физиологии сердечной деятельности и желудочно-кишечного тракта – член АН Украинской ССР Е. Бабский (1902–73); в возрастной физиологии – И. Аршавский (1903–96); в физиологии слуха – член-корреспондент АН Украинской ССР Г. Гершуни (1905–92); в регенерации органов – Л. Лиознер (1909–79); в электрофизиологии мозга – заслуженный деятель науки РСФСР А. Коган, одним из первых применивший в экспериментальных целях хроническое вживление электродов в мозг; в электрографическом изучении центральной нервной системы – член-корреспондент АН СССР, заслуженный деятель науки Грузинской ССР А. Ройтбак (1919–91); в патофизиологии сердца, стрессов и антистрессовых реакций организма – заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии (1988) Ф. Меерсон”.
Из еврейской среды вышло много талантливых ученых, писателей, журналистов, режиссеров, художников, которые внесли неоценимый вклад в развитие науки, искусства, литературы и музыки советской России. А сколько из еврейской среды вышло замечательных врачей, изобретателей, конструкторов, главных инженеров и директоров крупнейших, в том числе и оборонных, предприятий? Но не меньшее значение имели и те, никому не известные евреи, которые были вкраплены “золотыми каплями” почти в каждый коллектив, занимающийся интеллектуальной деятельностью. В советских университетах, конструкторских бюро, НИИ, школах, больницах, на заводах и фабриках, везде, как в больших городах, так и в самых маленьких, почти в каждом коллективе было несколько евреев или хотя бы один такой еврей, на знаниях, добросовестности, порядочности и преданности делу которых во многом держалась вся работа. А как оценить вклад скромных учителей еврейской национальности?! Ведь почти во всех городских школах был хотя бы один свой еврей – учитель “по призванию” математики, или физики, или химии, или истории, или русского языка и литературы, без которых российские школьники не получили бы необходимых знаний и никогда не достигли бы каких-либо значимых результатов в будущем.
Чем же отплатил евреям за их верность и самоотверженный труд советский режим? Благодарности еврейский народ так никогда и не дождался, были отмечены только лишь некоторые его особенно талантливые представители. Наоборот, в отличие от других народов, о которых можно было услышать и прочитать немало хорошего, евреев в чем только не обвиняли, и какие только претензии не предъявляли? Всё было не так и всё было мало. О евреях вспоминали очень редко, в лучшем случае скороговоркой и “сквозь зубы”.
Придя к власти большевики, чтобы заручиться поддержкой национальных меньшинств, провозгласили о социалистическом возрождении угнетенных наций. Это действительно обеспечило им поддержку нацменьшинств, и победа в Гражданской войне во многом была достигнута благодаря их поддержке. В работе “Национальный вопрос и ленинизм” Сталин объявил политику ассимиляции нацменьшинств как пагубную, антинародную и контрреволюционную. Отвергнув старый принцип деления страны на губернии, большевики провели в 1918-1920 гг. административный передел страны по национальному принципу. В соответствии с этой политикой Ленин, а позже и Сталин взяли курс на укрепление и развитие национальных государственных образований(союзных и автономных республик, автономных областей и округов) народов, населявших СССР. Евреи же оказались среди тех немногих народов СССР, по отношению к которым политика возрождения угнетенных наций была отвергнута, их ассимиляция считалась более предпочтительной и они не получили должного национально-государственного представительства. Еврейская автономная область, образованная на Дальнем Востоке в 1934 году, имела только пропагандистское значение, чтобы продемонстрировать всему миру, будто в СССР решен “еврейский вопрос”. На самом деле на пике переселения в ЕАО в 1939 году евреи составляли 16.2 процента населения области, затем эта цифра из года в год сокращалась, а после 2010 года не превышала 1 процента.
Тем не менее, в первые годы советской власти возникла широкая сеть национальных еврейских образовательных учреждений(школ, техникумов, училищ, гуманитарных кафедр в различных вузах) и наблюдалось значительное развитие культуры на идиш(литературы, театра, музыки, действовали еврейские газеты, журналы, издательства). Однако, в начале 30-х годов началось стимулирование сверху ассимиляции еврейского населения и сдерживание еврейской национально-культурной деятельности. Уменьшилась проводившаяся довольно успешно в первые годы советской власти борьба с антисемитизмом и зарождается политика негласных кадровых чисток и дискриминации евреев по национальному признаку. В то время как власть поощряет развитие языка и культуры многих других народов СССР, по отношению к еврейской культуре и языку начинаются, сначала тщательно скрываемые, а потом все более явные репрессии. В конце тридцатых годов Сталин вернулся к дореволюционной политике русского великодержавного шовинизма. А русский национализм и великодержавный шовинизм всегда сопровождались антисемитизмом. Поэтому от этого нового курса евреи особенно пострадали.
Несмотря на лояльность большинства еврейского населения советскому режиму, активное их участие в становлении советской власти и важную роль в экономике и культурной жизни страны, евреи, начиная с 40-х годов, оказались одним из наиболее дискриминируемых народов советской империи. Еврейская национальная культура в СССР уже не только не развивалась нормально, но и вообще фактически была запрещена. По сути еврейская идишистская культура и язык были поставлены на грань исчезновения. Репрессиям подверглись как еврейские государственные и политические деятели, например, бывшие руководители еврейских секций в партийном аппарате, так и национально-культурная элита. Евреи не допускались, за редкими исключениями, на высшие партийные и государственные должности, для них был ограничен прием в высшие учебные заведения, а так называемая “пятая графа” стала маркером, обеспечивающим дискриминацию и преследование.
Таким образом, советский режим выгодно использовал евреев, которые временно заменили уничтоженные или изгнанные большевиками образованные слои. Но, как было уже отмечено, начиная с конца 30-х годов, власть постепенно освобождается от евреев в высших партийных, государственных и военных структурах, более не нуждаясь в так необходимых на первых порах их образованности, энергии и энтузиазме. Тем самым режим все более становится национальным, русским даже по составу его вождей и руководителей.
Причины политики государственного антисемитизма в СССР
Каковы же были причины резко возросшего, начиная с конца 30-х годов, и набиравшего все большую силу государственного антисемитизма? И вообще, как мог государственный антисемитизм укорениться в таких масштабах в стране, в которой согласно господствующей социалистической идеологии пролетарский интернационализм и дружба народов должны были быть главными принципами государственной политики? Могли ли руководители СССР, высшие чиновники идеологического аппарата и советских спецслужб не понимать весь вред такой политики по отношению к евреям?
Некоторые исследователи объясняют такое отношение государства к евреям новой концепцией национальной политики, основанной на “теории старшего брата”, в которой за основу был принят принцип этнической иерархичности народов СССР. Русский народ, как самый большой по численности и занимаемой территории, считался государствообразующим народом, которому отводилась руководящая роль “старшего брата”. Уровнем ниже русских в этой иерархии стояли украинцы, еще ниже находились белорусы, затем по нисходящей шли другие народы, имевшие собственную государственность в виде союзных республик и так далее, вплоть до самой нижней ступени, которую занимали экстерриториальные национальные меньшинства, в том числе и евреи, чья территориальная автономия на Дальнем Востоке, как уже писалось выше, существовала только для пропагандистских целей.
Мне такое объяснение кажется недостаточным и мало объясняющим интенсивность и масштаб начавшихся репрессий в отношении евреев и всего еврейского. Во-первых, странным кажется оценивать влияние и важность евреев только по их численности и размерам Еврейской автономной области. Во-вторых, власть, которая борется с сионизмом и еврейским национализмом и стремится к полной ассимиляции евреев в будущем, прежде всего должна была бы бороться с антисемитизмом как на бытовом уровне, так и на государственном. В-третьих, руководство страны не могло не понимать, что такая политика в отношении евреев будет иметь серьезные последствия: неизбежные осложнения во взаимоотношениях с западными странами, ухудшение отношений с влиятельными еврейскими организациями Европы и США, усиление межнациональной вражды внутри страны и, наконец, нежелательное отождествление с нацистской идеологией и политикой. В-четвертых, ПГА противоречила официальной идеологии и была незаконной согласно советской конституции. В-пятых, и, может быть, самое главное, ПГА наносила большой вред экономике, науке и культуре СССР. Все это очевидные и очень серьезные аргументы против проведения ПГА, и нужны были не менее серьезные причины для ее упорного осуществления.
Ряд исследователей считают причиной ПГА желание Сталина сплотить тем самым советский народ и отвлечь массы от внутренних проблем. Другие называют главной причиной антисемитизм самого Сталина. В том, что Сталин был антисемитом, нет сомнения, это подтверждается многими фактами и многочисленными свидетельствами. Имеет смысл привести несколько примеров. В мае 1939 года Сталин освободил от обязанностей наркома иностранных дел Литвинова, который, как известно, был евреем. Новым нарком МИДа стал Молотов, который потом вспоминал: “Когда сняли Литвинова, и я пришел на иностранные дела, Сталин сказал мне: “Убери из наркомата евреев”. Еще один характерный пример. На приеме в честь германского министра иностранных дел Риббентропа, который состоялся в Москве 23 августа 1939 года, Сталин предложил тост за здоровье Гитлера, а потом сказал, что “ждет лишь того момента, когда в СССР будет достаточно своей интеллигенции, чтобы полностью покончить с засильем в руководстве евреев, которые пока еще ему нужны”. А вот признание дочери Сталина о своем отце: “Правда в те предвоенные годы он еще не высказывал свою ненависть к евреям, так явно началось у него позже, после войны, но в душе он никогда не питал к ним симпатии”.
Но неужели только личная неприязнь диктатора к евреям определила политику огромной страны? Наверное, были и другие причины, вызвавшие проведение такой вредной для государства политики. Думается, что определяющим был традиционный российский антисемитизм широких народных масс, и сталинское руководство считалось с этим фактом. Даже в условиях жесткой диктатуры Сталин не мог долго удерживать неограниченную власть без поддержки и понимания его политики миллионами простых граждан. Большевики всегда были партией популистов, которая “идет за народом и вместе с народом”, несмотря на то, что это часто приносило большой вред и государству и народу. Кроме того, государственный антисемитизм диктовался также ментальностью и психологией слоя новой советской бюрократии, вышедшей из крестьянских и рабочих масс. Сталин улавливал запрос на антисемитизм, идущий от народных масс и новой аппаратной элиты. Значит, национализм и антисемитизм были еще и хитрым тактическим ходом, помогавшим Сталину увеличить свою популярность и получить поддержку новой советской бюрократии. Эту же тактику использования антисемитских настроений Сталин применял еще в 20-х годах в борьбе за власть с Троцким, Каменевым и Зиновьевым.
Необходимо отметить еще одну немаловажную причину ПГА. Начавшиеся в конце 40-х годов широкомасштабные репрессии против евреев и еврейской культуры были еще и следствием все более воинственного антизападничества советского режима. Либеральная интеллигенция, которая еще оставалась в малом количестве в СССР, и еврейская интеллектуальная элита, составлявшая значительную ее часть, действительно были в определенной степени носителями западных ценностей и представляли западноевропейскую культуру внутри сталинской империи. Осознанно или, скорее всего, на интуитив-
ном уровне, Сталин и его ближайшее окружение понимали, что в своем большинстве, евреи, являясь во многом европейским народом, не могут быть опорой антизападного режима. Может быть, это была одна из главных причин юдофобии Сталина и инициированной им политики государственного антисемитизма. По мере того, как режим становился национальным и антизападным, интеллигенция еврейского происхождения все более воспринималась советским руководством как потенциальная агентура западного мира. В России, вернувшейся на колею патриархальной Московии времен Ивана Грозного, евреи являлись чуждым элементом. Ведь ашкеназская культура сформировалась в Западной Европе, и ашкеназские евреи веками жили в европейских странах.
Тиран вполне справедливо подозревал еврейское население в затаенной симпатии к Западу. Не случайно Лев Николаевич Толстой писал о еврейском народе: “Еврей – первооткрыватель свободы. Даже в те первобытные времена, когда народ делился на два класса, на господ и рабов, Моисеево учение запрещало держать человека в рабстве более шести лет. Еврей – символ гражданской и религиозной терпимости. “Люби пришельца, – предписывал Моисей, – ибо сам был пришельцем в стране Египетской”. Эти слова были сказаны в те далекие варварские дни, когда среди народов было общепринято порабощать друг друга.”(http://la-belaga.livejournal.com/33964.html)
Как осуществлялась ПГА, и кто был инициатором антиеврейских репрессий?
Результаты сталинской политики по отношению к евреям особенно явно проявились в 1948 году после создания независимого еврейского государства. Создание Израиля вызвало невиданный ранее подъем национальных чувств советских евреев, и многие, казалось бы, давно ассимилировавшиеся евреи были охвачены национальным подъемом. Даже жена Ворошилова Голда Горбман заявила: “Теперь и у нас есть родина”. Загнанные “вовнутрь” национальные чувства вырвались наружу. Это не прошло незамеченным Сталиным и его окружением. Евреям не должно было проявлять национальные чувства, и Сталин не собирался с этим мириться. Государственный антисемитизм перешел в крайнюю стадию, когда в опасности оказалась не только еврейская культура, но и жизнь совершенно невинных граждан еврейской национальности. По утверждению некоторых специалистов, под угрозой оказалось вообще существование советских евреев.
Разочарованный невозможностью вовлечь Израиль в сферу советского влияния и взбешенный стихийным ростом еврейского самосознания, Сталин решил прибегнуть к радикальным мерам. Как пишет известный специалист по сталинской “еврейской политике” Г.В.Костырченко в своей книге (http://krotov.info/spravki/history_rus/20_ru/-anno_1924-1953_stalin.htm), находясь в отпуске на юге и не дожидаясь его окончания, Сталин позвонил в Москву Маленкову и потребовал ликвидации Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), в котором было много известных национальных еврейских писателей и поэтов. Вскоре последовало соответствующее решение Политбюро, имевшее высший партийный гриф секретности. Члены ЕАК были обвинены в контрреволюционной и шпионской деятельности, а также в развертывании широкой пропаганды буржуазного национализма среди еврейского населения. По указанию Сталина военная коллегия вынесла смертный приговор всем обвиняемым, кроме двоих. Через пять дней приговор уже был приведен в исполнение.
После расправы над членами ЕАК было сфабриковано много других антиеврейских дел. Власть начала уничтожать еле теплившиеся остатки общинной деятельности и все еврейское в культуре и литературе. Были ликвидированы объединения еврейских писателей и литературные организации, закрыты еврейские издания и альманахи. Стали закрываться и еврейские театры. До войны их было десять. В октябре 1949 г. был закрыт даже биробиджанский театр, и началась фактическая ликвидация еврейской автономии. Антисемиту Сталину евреи мешали везде – и в Москве, и в Киеве, и в Биробиджане, и в любом другом месте. Были арестованы почти все ведущие еврейские писатели и поэты.
Спонтанное до 1949 года выдавливание евреев из управленческой сферы стало систематическим и планомерным. В обкомы, крайкомы, ЦК союзных республик, министерства и ведомства поступила закрытая директива, обязывающая министерства и ведомства ежегодно предоставлять в ЦК отчеты о национальном составе служащих, в которых самым важным были количественные сведения о евреях. Каждое министерство и ведомство один раз в год отчитывалось перед ЦК о постепенном сокращении процента евреев среди управляющих кадров. Почти во всех редакциях начались кадровые экзекуции по разоблачению евреев-космополитов, находящихся на службе у сионистов и англо-американских поджигателей войны. Основной удар в ходе чистки пришелся по наиболее многочисленному слою еврейской элиты – управленцам среднего уровня, начиная с замминистров и далее по нисходящей, представителям творческой интеллигенции, писателям, журналистам, профессорам и др.
Даже верность режиму и полная оторванность от национальной культуры не спасала евреев от преследований. Как правильно отмечает Г.В.Костырченко, коварство сталинского режима проявилось еще и в том, что, начиная с 1949 года, евреев обвиняли одновременно как в буржуазном национализме, так и в космополитизме. Одних евреев преследовали за приверженность еврейской национальной культуре, а других за стремление отказаться от всего национального и ассимилироваться. Получалось, что каким бы ни был советский еврей – он рассматривался властью как потенциальный враг государства. Режиму мало было расправиться с еврейской культурой и ее яркими представителями, как это делалось раньше, теперь вплотную занялись преследованием и почти полностью обрусевших евреев. Можно ли назвать такую политику не то что разумной, но и вообще мало-мальски вменяемой?
Чистка евреев проводилась и в промышленности, нанеся тем самым огромный вред хозяйству страны. О масштабах этой чистки можно судить по следующему, далеко неполному списку репрессированных после войны выдающихся хозяйственников и специалистов – представителей “директорского корпуса”. И.Зальцман – крупный организатор производства, который в период войны был наркомом танковой промышленности, а после работал директором Кировского тракторного завода в Челябинске. И.Штейнберг – директор Московского авиазавода номер 339. А.М.Баранов – директор Московского завода малолитражных автомобилей. А.Окунь – директор карбюраторного завода в Ленинграде. Яков Юсим – опытнейший хозяйственник, директор 1-го подшипникового завода, с 1937 года руководивший 1-м Московским подшипниковым заводом имени Кагановича, организовавший в 1941 г. эвакуацию этого важнейшего для обороны предприятия в Куйбышев, где, буквально на голом месте, создал новый завод. И.Левин – директор саратовского авиазавода номер 292, который во время войны в сложнейших условиях работал бесперебойно, выпуская истребители конструкции Яковлева. Быховский, Фрадкин, Хазанов – директора крупных артиллерийских заводов, отмеченные в период войны самыми высокими правительственными наградами. Даже этот ограниченный перечень фамилий, который можно было еще продолжать, впечатляет. А ведь всех этих специалистов заменили намного менее компетентными людьми, у которых было единственное преимущество – они не были евреями.
Зимой 1951 года была организована антисемитская акция, которую иначе как расистско-фашистской и назвать невозможно. “Комсомольская правда” открыла дискуссию о литературных псевдонимах, от евреев-интеллектуалов стали требовать предать гласности их настоящие имена и фамилии. Началось преследование евреев всех интеллектуальных профессий, в том числе врачей. Кадровые чистки во всех медицинских учреждениях страны (лечебных, образовательных, научных) начались еще в 1949 году. Но венцом ПГА стало “дело врачей”, когда видных советских врачей обвинили в сионистском заговоре и убийстве советских руководителей. Кампания приняла общесоюзный характер и привела к шельмованию и преследованию еврев-врачей по всей стране. Только неожиданная смерть тирана остановила преступную работу адской сталинской машины.
В наше время уже никак нельзя утверждать, что антиеврейские репрессии были инициативой отдельных партийных и государственных чиновников-антисемитов или что это были перегибы переусердствовавших низовых исполнителей, так как в последние годы была проведена большая работа, изучены документы многих архивов ЦК КПСС, органов ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ и на эту тему имеются исследования серьезных ученых. Сталин и сталинская клика все прекрасно знали и проводили ПГА сознательно и с большим упорством. Более того, все репрессивные акции и дело врачей в том числе инициировались самим Сталиным. Верно, что окружение Сталина часто выходило с такими антисемитскими инициативами, что Хозяину приходилось их сдерживать. Но верно и то, что “свора” знала, чего хочет Хозяин, и стремилась наперегонки друг с другом исполнять его волю. Сталин лично регулировал меру дозволенного антисемитизма, поддерживая “на медленном огне” степень и уровень антиеврейских репрессий.
По отношению к другим народам советский режим проводил хитрую, прагматичную политику. И только по отношению к евреям была выбрана недальновидная и вредная как для евреев, так и для всего государства политика. Механизм развала советской империи был парадоксальным образом запущен самим ее создателем. Именно Сталин оказался самым большим разрушителем советской империи, заложив в ее основание бомбу замедленного действия огромной разрушительной силы – дискриминация и преследование евреев при одновременном укреплении государственности украинского, белорус-
ского, казахского, грузинского и многих других народов СССР. Это была близорукая и очень опасная для империи политика, которая раньше или позже должна была привести к ее распаду. В отличие от многих народов, евреи, являясь экстерриториальным национальным меньшинством и будучи в своем большинстве людьми русскоязычными, представляли и распространяли русскую культуру во всех национальных республиках и были на самом деле “элементом”, скрепляющим советскую империю. Как мог Сталин этого не понимать? А национальные республики, наращивая свой экономический и культурный потенциал, естественно, все больше стремились к политической самостоятельности. При первом же серьезном внутреннем кризисе СССР рассыпался “как карточный домик”.
Cамым логичным и правильным решением еврейского вопроса, в том числе и для пользы самого режима, было бы дать евреям какую-то нормальную форму национальной жизни, так как политика государственного антисемитизма только провоцировала рост националь-
ного самосознания и увеличивала популярность идей сионизма. Такое отношение государства к евреям неизбежно должно было привести к нелояльности советскому режиму многих представителей еврейской национальности. Однако, вместо того, чтобы противопоставить реальную альтернативу государству Израиль, создав советским евреям нормальные условия для национальной жизни и развития своей культуры, как это было сделано для многих других народов СССР, национальная деятельность евреев, по сути, вообще была запрещена. Тем самым, власть рубила сук, на котором сидела и, учитывая огромное культурное и интеллектуальное влияние интеллигенции еврейской национальности, своими “руками” приближала крах режима, усиливая внутреннюю оппозицию и недовольство режимом. В еврейском вопросе разум и элементарный прагматизм отказали не только Сталину, но и его преемникам. Советское руководство и после Сталина, почти до самого развала СССР, не осознало, какой огромный вред причиняет режиму государственный антисемитизм, и продолжало сталинскую политику по отношению к евреям, хотя и без масштабных репрессивных кампаний.
Неудивительно, что как только в 90-х годах появилась возможность уехать из России и других стран бывшего СССР, евреи в массовом количестве поспешили эту возможность реализовать, навсегда покинув неблагодарную родину. Теперь в РФ нет в достаточном количестве того замечательного “фермента”, основу которого составляли евреи и который обеспечивал нормальное функционирование и необходимое развитие во всех областях жизнедеятельности российского общества. Поэтому, как пишет Владимир Пастухов, “Дистрофия культуры, похоже, становится хроническим негативным фоном для всех будущих российских кризисов”.