Михаил Юдсон
ЗВОН СПОЗАРАНКУ
(Бенедикт Сарнов. Красные бокалы – Москва: АСТ, 2013)
Как-то на ночь я налил себе малость из этой книги – но дохлебал вприсест, до
конца. Это «литературные мемуары» Бенедикта Сарнова – критика, публициста,
творца множества творческих биографий – от Зощенко до Солженицына. Название
почерпнуто из Окуджавы:
«Ведь вот еще вчера, крылаты и бывалы,
сидели мы рядком, и красные бокалы
у каждого из нас в изогнутой руке,
как будто бы пожар – в прекрасном далеке».
В книге описаны «люди пишущие» – самый для меня дивный вид и род. Описаны не
житийно, а бытийно – с присущими мелкими грешками, хотя иногда и по большому!..
Пусть и не на байроническом ночном судне, но обязательно на каком-то районном
разбойном бриге. Тут и сроду не тонущий Евтушенко с ядрено-ядерной «Автобиографией»
– «не столько даже россказни Хлестакова, сколько рассказы барона Мюнхгаузена». И
назойливо дышащий автору в ухо Вознесенский: «Не забудь сказать, что я почетный
член...» И Ахмадулиной воздается по серьгам – «сервильно-покаянная речь» под
нависшим Хрущевым. А также хлопотливо хлопающие крыльями вокруг да около Вася,
Фазиль, Булат и все-все остальные.
Насельниками книги Сарнова являются и Синявский с Даниэлем (плюс примкнувшая к
ним «ведьминская» Мария Розанова), и симпатичнейший Владимир Войнович с
«властолюбцем» Владимиром Максимовым, а также периодически дружелюбные Наум
Коржавин и Виктор Некрасов. Возникает неоднократно и неодобряемо Дмитрий Быков
со своим объемным ЖЗЛовским «Окуджавой» (таки не так все это было, утверждает
Сарнов). Немало страниц уделено и Александру с Ниной Воронель – развесистая
краюха книги им отжалена.
А главного-то чуть не забыл – Солженицын!.. Правда, здесь он мелькает лишь
эпизодически (прибежит, осенит крестным знамением – и дальше шарашится) – ну и
слава Богу, а то ведь Александр Исаевич, слагатель романов-глыб, фигура глубоко
трагическая, грандиозная в первую голову литературно, оборачивается в
томе-шлакоблоке Сарнова (феноменально!) каким-то, увы, продувным беглым
каторжником, бойким составителем подметных писем-маляв – таким, значица,
хитрожохим образом борющимся с начальничками...
Сразу хочется робко вскричать – мил-зоил, окстись! Отлезь, румяный! Горько мне,
горько, когда анализ текста подменяется исследованием естественных отправлений,
а истинные, истовые, сложносочиненные Мастера не то чтобы впадают таперича в
МАССОЛИТ, однако усердно сбиваются автором в одноклеточную могучую кучку. Словно
потешный полк знаменитых людей сходит строем со страниц и марширует неспешно
вдоль по вечности, позвякивая струнно – эдакий звон спозаранку! Не зря раньшие
мемуары Бенедикта (Бена, по книге) Сарнова называются «Скуки не было» – веселый
барабанщик!
Как говаривала ильф-петровская фельетонная девица: «Ах, критики – они такие
забавные...» Умиляет якобы сурово-жестоковыйный, но явно осветленный до парусины
(мечтал когда-то даже с друзьями журнал «Парус» издавать), белый наив
краснобокалья Сарнова. Книга написана говорливо, пространно, при этом с
поразительной простотой, порой доходящей до неслыханной, стахановской –
действующие лица цитируются не абзацами, а целыми пластами, страницами, хотя и о
себе автор не забывает.
Он не бранчлив, временами по-детски доверчив (сказывается, видимо, давняя работа
в журнале «Пионер»), часто попадает впросак... Да и время было смутное,
такое-сякое – период застоя. Парнас Сарнова поэтому весьма тинист и заболочен:
квартирные дрязги, выездные свары, сыскные структуры. По-человечески вполне
понятны осторожные метания автора, простительная совписовская пугливость,
премудрая пескарявость в приснопамятном литераторском доме у метро «Аэропорт».
Мне лично это очень близко – сиди себе под корягой и корябай стилосом папирус.
Мир нужное сохранит – селедку заворачивать...
Конечно, каждый кошке, каждый собаке ощущает окружающую действительность
по-своему, прозревает свое (« – Что ты видала при дворе? – Видала мышку на
ковре.»), каждый наливает в красные бокалы свой спотыкач или Аи – каждый пишет,
прав Булат Шалвович, как указано свыше, уж как отпущено, как дар лег.
Мне вот на ум отчего-то приходит (дикоползущие ассоциации) трогательный персонаж
Стивенсона из детской книжки – Бен Ганн. Прожив долгие годы на Острове Сокровищ,
этот товарищ несколько одичал и продолжил свои труды и дни уже на
острове-метрополии, служа отечеству привратником в парке: «Он ссорится и дружит
с деревенскими мальчишками и отлично поет в церковном хоре». Ну, пусть в
хоральной синагоге... Ссорится и дружит... Ну и какими заросшими
(неподстриженными) глазами он видит тварный мир и товарно-творческие отношения?
Вот интересно, как бы Бен Ганн изобразил общеизвестные приключения, какая книга
бы сложилась («Сквозь пиастры – к астрам», в смысле, через тернии к звездам),
какие странные персонажи вышли бы из-под его шаткого пера – кого пустил бы
привратник Бен в Ган-Эден, райский сад, кого бы опустил в заведение пониже...
Кстати, мне кажется, что тут и еще узлы вяжутся... Но поскольку «Красные бокалы»
не «Красное колесо», не буду долго распинаться да растекаться.