«Живем дальше..»
(Памяти кинорежиссёра Славы Чаплина)
«Живем дальше..» таким оптимистичным призывом, тостом и наконец, названием предполагаемого задуманного сценария заканчивалась моя каждая из многочисленных встреч со Славой Чаплиным в его уютной квартире на улице Адам ха Коэн.
– Слава, тобой и Линой снято много фильмов, прожита одна жизнь или столько, сколько было героев и ещё есть ли среди них такие, с одними из которых осталась духовная связь, а с другими нет..?
– есть любимые актеры, которых я вспоминаю больше чем образы..
– а если актер совпадает с образом тогда он запоминается глубже?
– я бы так сказал, что душевная связь у меня происходит больше с актёром, чем с образом и даже в документальном кино я хочу показать героя не плакатно, а его сильные и слабые стороны, и вообще я люблю всех своих героев, которые были в наших фильмах.
Впрочем, все фильмы Лины и Славы были о любви и если в сюжете картины она отсутствовала, то персонажи фильма неизменно были окутаны любовью его создателей.
– Слава, ведь и в документальном кино есть и главные и второстепенные герои, и они в зависимости от той или иной установки режиссера воплощаются в художественный образ..
– конечно
– тогда получается обратное явление, ведь ты утверждал, да и все мы видим, что вы с Линой художественные фильмы снимаете в документальной манере, а документаль-ные в художественной, нет ли здесь противоречия…?
– то что ты говоришь, имеет место быть, но мы отдаём себе отчёт, вот это игровое кино и мы находим чёткие решения, а это документальное и это реальный человек.
– можно ли снимать классику в документальной манере…?
…Так мы беседовали со Славой при каждой встрече и иллюзия, что так будет всегда, не покидала меня.
Слава эмоционально устраивал семейные читки поступив-ших сценариев, а по окончании настоятельно требовал каждого поделиться своими впечатлениями, провоцировал дискуссию и хотел слышать дельные советы. Не было такой темы, о которой Слава говорил бы бесстрастно или равнодушно, вот и сейчас воспроизводя диалог я слышу его голос с хрипотцой и вижу его выразительную жестикуляцию. Когда же разговор заходил о Лине то Слава преображался, и каждое слово, реплика были пронизаны любовью и нежностью…
В далёком 1951году юная студентка химфака Лина Шифрина приболела и навестить её пришёл однокурсник вместе с симпатичным молодым человеком.
Молодой человек представился студентом четвёртого курса режиссёрского факультета ВГИКа Станиславом Чаплиным.
Эта встреча оказалась судьбоносной для Лины и Славы и более они не расставались. Профессия Славы так захватила Лину что она по окончании химфака поступила на режиссёрский факультет ВГИКа, навсегда связав свою жизнь с кино. Так создалась поистине кинематографическая семья, когда два имени Лина и Слава Чаплины стали неразрывными на всю оставшуюся жизнь.
В Израиль семейная пара репатриировалась в 1976 году и за 36 лет совместной работы создала не один десяток художественных и документальных фильмов, многие из которых были представлены на престижных кинофорумах, как в Израиле, так и за рубежом. Призы и дипломы полученные на них рассыпаны на стеллажах и стенах в квартире Чаплиных, столь любовно ухоженной её обитателями.
Действительно, призы и плакаты с которых смотрят герои фильмов «Труба в долине», «Муки в огне», «То ли было, то ли не было», «Место», «Плачущая Сюзанна», «Во цвете лет» и другие связали свою судьбу с этой удивительной творческой парой, вдохнувшей в них экранную жизнь.
– Слава, ты как-то сказал, что в молодости увлекался марксизмом…
– Иредставь себе, да, ещё в школе в 9 классе, да и потом в студенческие годы, ведь если вдуматься, идеи коммунизма довольно таки привлекательны, с этим не поспоришь.
Я и Линке голову морочил, читал ей Маркса и она терпе-ливо выслушивала мою убежденность в пути к «светлому будущему», который впоследствии оказался усеянным миллионами жертв и человеческих трагедий.
– Эта трагедия не обошла стороной и твою семью и близких тебе людей, в частности и твоего дядю Николая Чаплина
– Да, он был страстным, убеждённым коммунистом, четыре года был Генеральным секретарём ВЛКСМ. Он не пресмыкался перед начальством, был принципиальным и потому у него были сложные отношения с Берией, а тот, как
ты понимаешь, не мог этого ему простить. И донос на Николая Чаплина не стал себя долго ждать, вскоре он пришёл со следующей формулировкой: «О вредительстве на юго-восточной железной дороге и оппортунистическом благодушии начальника дороги». После нечеловеческих мучений и истязаний его расстреляли в 1938году.
– Николай Чаплин был одним из четырёх братьев: старший – Александр, затем Сергей, Николай, Виктор и сестра Мария.
Все братья, кроме моего отца Виктора, были расстреляны или погибли в лагерях. Отец, отсидевший почти 18 лет и после реабилитации хотел вернуться в семью и послал
открытку на имя тёти, Марии Павловны. Тогда моя мама совершила трагическую ошибку, согласившись с остальными родственниками, которые посчитали его приезд нежелательным с точки зрения их дальнейшей карьеры и поручили мне написать ему письмо о том, что нам живётся хорошо и нет никаких проблем.
Получив такой ответ, отец понял, что его не хотят видеть и решил окончательно остаться со своей гражданской женой Дуней, с которой он сошёлся во время отсидки в лагере, где и родился мой сводный брат Николай.
Позднее отец приехал и два месяца жил с нами. Он категорически запрещал мне встречаться с «жидовкой» (т.е. с мамой), а профессию кинорежиссёра считал бессмыслен-ной, рекомендуя лучше заняться учительством на севере, что интеллигентно и благородно.
Дуня же писала ему, что если он не вернётся, она убьёт себя и сына. Нам пришлось сдаться, и он уехал, сказав что его Колька ещё мал, а я уже взрослый.
После его отъезда с мамой была истерика, и она даже хотела покончить с собой. Я в прямом смысле вытащил её из петли.
С тех пор связь Славы с отцом прекратилась. Виктор Чаплин не хотел давать разрешение на выезд сына в Израиль и это вконец испортило их отношения.
Слава очень сожалел, что не знал даты смерти и места захоронения отца и просил меня по возможности помочь ему в поисках этой информации.
Из семейного архива Славы Чаплина – эпизод допроса мамы Славы, Аси Львовны Чаплиной в 1938году.
«После очередного допроса – вспоминает Ася Львовна – я пришла домой, там стоит моя мама и рядом Стасик, тогда
ему было всего 6 лет. Я успела сказать только: «мама» – она посмотрела на меня и упала в обморок. А Стасик перепуганный прижался к дивану, и я ему говорю
«Стасёнка, иди ко мне, это же я, твоя мама…»
Мама Славы скончалась в1982 году после онкологического заболевания и была похоронена в Иерусалиме. Ей было 74 года.
– Чёрт его знает, сколько осталось жить, сколько ещё можно успеть сделать..
– Слава, ты хотел бы знать наперёд дату ухода или лучше не знать ничего об этом..
– Нет, если я буду знать что ещё долго жить, то это хорощо..
– Ну например если есть ещё лет тридцать, то твори…
– Даже если не творить, а жить…
…и вдруг надрывно «Труба в долине» возвестила то, чего никто не мог предположить, и тогда к «Месту» где он жил пришли Хана Ровина и Александр Пен, так и не разобрав-
шиеся «То ли было, то ли не было» и « Муки в огне» и «Плачущая Сюзанна» и Тирца «Во цвете лет»..
Что же ты Слава …мы ведь с тобой так не договаривались, – а фильм.., а «живем дальше»… И фильм, конечно, будет обязательно сделан, потому что для нас ты остался, и все мы вместе «живём дальше»…