Виталий Свечинский

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ


«Не следует думать, что о фактах духовного мира может иметь

обоснованное убеждение только ясновидящее сознание.

Каждая душа настроена признать ИСТИНУ».

(Рудольф Штайнер, «Антропософия»)

 

В чём смысл жизни? Еврейское «умер, шмумер – лишь бы был здоров» не так уж далеко от истины.

Материалистическое воззрение видит дух лишь там, где он является как бы вершиной чувственного творения, выросшим из материального бытия.

Духовная Наука - Антропософия, – с позиций которой приводится этот текст, исходит из того, что всё существующее вокруг нас берёт своё начало из Духа. И что в основе нашего мира лежит Дух и что весь материальный мир есть концентрация, материализация Духа.

Вопрос не в том - откуда взялся Дух, а в том - откуда взялась Материя?

Является ли наше познание мира физического исчерпывающим познанием Мира? Может ли познание, приносимое нашими чувственными органами, представить РЕАЛЬНОСТЬ Мира, в котором мы обретаемся?

Ведь мы – мыслящие и чувствующие существа, деятельность которых протекает в чувственно-физическом мире, – упорно стремимся к познанию мира духовного.

«Духовное нам описывают как невидимое, тогда как настоящее значение духовного – есть существенное», – Ральф Эмерсон.

Но когда мы грезим, погружаемся в мистические представления и фантазируем о духовном, – оно, духовное, ускользает от нас. Мы остаёмся в области предчувствий, веры, но не располагаем знанием. И чем интенсивнее попытки проложить этот путь мистики и предчувствий, тем недоступнее становится познание духовного мира. И мы всё равно наталкиваемся на так и оставшиеся без ответа вопросы о смысле жизни и загадке человека.

И, несмотря на это, в наши дни разум человека, его способность постигать, производить новые идеи настолько продвинулись вперёд, что достаточно только поставить всё это под контроль и достижения Духовной Науки, Науки Посвящения, – как эти проблемы станут целиком доступны человеческому разуму.

Материализм, рост наук, основанных на познании материи, разрушили многое из того, что было приобретено человечеством – духовную связь с Миром. Мы перестали понимать, чем является в человеке духовное начало. В древности человек через Мистерии получал из Духовного Мира свои понятия, переживания – это было обычным – люди были иные. Наши представления о древних временах связаны с убеждениями о примитивности древнего человека. Этот человек не был примитивным – он был связан с Миром Духовным. В древности за природными силами видели силы духовные.

Рост дерева, образования кристаллов, испарения воды, образование облаков, – любое движение внутри материи, развитие эмбриона в теле матери, струение крови по жилам, вдохи и выдохи человека – во всём этом видели работу Духа. Это был мир древних Мистерий.

Древние люди были духовнее, чем люди современные. Человек был близок к своему духовному происхождению. Со временем это ощущение близости разрушилось человеческим взрослением – в жизнь мощно вклинилась материя. Произошло то, что происходит с чистой душой ребёнка, когда он становится взрослым и настолько умным, что начинает понимать – как его мысли порождаются его мозгом.

Можно ли обнаружить, как внеземным образом духовное начало входит в человека?

Сегодня нелегко говорить об этом – люди не желают согласиться с неземным влиянием, имеющим духовный характер.

Однако, ни одно даже простейшее событие, происходящее с человеком, не может быть понято, если не знать, что мировое пространство постоянно оказывает влияние на Землю. Речь идёт о том, чтобы научиться заново открывать те влияния, которые оказывают звёзды на людей. С помощью Духовной Науки приходят к тому, что ребёнок в течение десяти лунных месяцев переживает в теле матери воздействия Луны и других небесных тел.

При смене зубов в семилетнем возрасте надо знать, что этот процесс зависит от солнечных сил, а в период полового созревания и формирования личности зависит от Сатурна.

Наша образованность и внедрение в материю не делают нас существами, познающими мир. Мы ограничены в наших знаниях в пределах мира вещей – мира вторичного. Мы не в состоянии понять истины элементарные. Например: мы убеждены, что мыслим нашим мозгом, что наше сознание создаёт мысли (идеи) и сохраняет их. Были времена, когда мозг Владимира Ильича исследовали в специально созданном институте на предмет раскрытия его великой тайны.

Но для уха – звук, для глаза – свет, для мозга – мысль (идея). Мысль приходит извне. Мысль – не наше производство. Наш мозг можно сравнить разве что с антенной. Это понимал еще старик Кант.

С помощью науки, ограничивающейся только земным, невозможно прийти к пониманию человека.

Человек полагает, что когда он мыслит, он совершает в мозгу какой-то созидательный процесс. Совсем наоборот: когда человек мыслит - в мозгу распадаются, разрушаются вещества и созидаются вновь.

В мозгу присутствует смерть, которая отмечается разложением, распадом тела. Но то, что происходит в человеческом теле в момент смерти, происходит в нём постоянно в моменты его жизни. Человек постоянно отбрасывает из себя своё вещество, своё тело. Человек меняет полностью своё тело за семь-восемь лет своей жизни.

Концентрация жизненных сил в человеческом теле (витальность) сосредоточена в нижней части тела – область метаболизма и движения (область обмена веществ). Постоянная регенерация клеток кишечника и деление клеток в области репродукции являются эфирными процессами и манифестацией жизни. И, напротив: в верхнем полюсе доминирует смерть. Нервная клетка не способна к регенерации (!).

Мышление наше возникает не только потому, что мы строим наше тело, наш мозг, но и благодаря процессу разрушения, который происходит в мозгу.

Процессу созидания всегда сопутствует процесс разрушения. Мышление наше возникает не благодаря созидательным процессам тела, но, главным образом из-за того, что происходит частичное убийство, смерть наших клеток.

Жизнь включает в себя смерть. Это единый процесс. Жизнь определяется двумя полюсами: добром и злом, красивым и уродливым, больным и здоровым. Всегда присутствует противоречие. И мы сможем понять жизнь Духа, если не будем увязать в частностях.

Мы не просто наталкиваемся на противоречия, но и постигаем, что противоречие и означает саму жизнь.

Мы все помним триаду из диалектики Гегеля. Осмелюсь предложить некую сцену: представим себе прямостоящего человека, пребывающего в состоянии полной гармонии и покоя. Вдруг его тело наклоняется вперёд. Он уже стоит не под 90˚ к земле, а, скажем, только 89˚. Состояние опасное, отмеченное достоинством СОБЫТИЯ, могущее привести к падению с неизвестными последствиями.

Определим это состояние как «ТЕЗИС».

Чтоб исправить ситуацию, спасти своё тело, человек выдвигает вперёд ногу. Наступает снова положение устойчивого равновесия, ибо выдвинутая нога играет роль колонны, контрфорса.

Определим это состояние как «АНТИТЕЗИС».

Если мы сложим эти два состояния, то получим «СИНТЕЗ». Можно определить наш опыт как феноменологию человеческого шага.

Человек идёт по земле. Человечество продвигается в своей истории – движение это полно противоречий. Противоречия эти символизируют, означают саму жизнь человека и человечества.

Что такое жизнь, откуда она произошла и в чём её смысл? О значении и сущности жизни современному естествознанию известно не так уж много. Не будем касаться вопроса о сути жизни – отметим лишь, что жизнь может быть лишь там, где появляется гораздо более сложная организация материи, чем в неорганической сфере.

Отметим только, что живой материи свойственно распадаться, когда её покидает жизнь.

Что делает жизнь? Она постоянно противопоставляет себя разложению, распаду - т.е. жизнь - сохраняет. Она отторгает старую материю и создаёт новую.

Но жизнь – это ещё не сознание. Только там, где жизнь постоянно уничтожается, где существо находится на грани между жизнью и смертью, где жизнь постоянно грозит вновь покинуть живую субстанцию, там возникает СОЗНАНИЕ.

Сознание возникает на грани разрушения жизни и выражается это разрушение в боли. Из боли, из страдания рождается СОЗНАНИЕ.

Каждая минута нашей жизни свидетельствует об этом. Наше мышление, любое интеллектуальное усилие – это работа. Язык не даёт ошибиться: работа – «страда» – страдание. Наше волевое усилие создаёт условия распада и созидания в мозгу.

Человеческий жизненный опыт связывает СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ - самое возвышенное в человеке – со страданием. Сознание, рождённое страданием, есть самая могучая сила Мира.

По сути, в этом мире присутствует только СОЗНАНИЕ или осознанный ДУХ – та сила, которая из смерти беспрерывно порождает жизнь.

Что такое жизнь? Знаем ли мы? Ведь мы умираем каждую минуту и воскресаем к жизни снова. Когда я мыслю – я убиваю клетки мозга, не наращиваю их, но убиваю. На их место приходят новые. Жизнь включает в себя смерть – это единый процесс. Из жизни – смерть, из смерти – жизнь. Этот кармический закон прекрасно выразил Гёте: «Всё в природе есть жизнь. Она придумала смерть лишь для того, чтоб иметь больше жизни».

Именно этому присутствию смерти человек обязан наличием своего повседневного СОЗНАНИЯ, тогда как цветущая органическая активность только понижает наше сознание и мыслительную деятельность.

Также и красота, прекрасное рождается кармически из страданий, боли, лишений и болезни. Есть очень ёмкий образ, объясняющий природу прекрасного: драгоценная жемчужина возникает вследствие болезни жемчужной раковины. Это шокирует, но это происходит именно так.

Без страдания, боли, болезни в мире не создаётся ничего прекрасного. Прекрасное – это антипод смерти, болезни, боли.

Не люблю Достоевского, но всё же: «Красота мир спасёт».

На всю жизнь врезалась в память сцена у ворот спецлага на Колыме в конце февраля 1951 года. Повеяло приближением весны – время необъяснимых надежд на перемены в жизни. Бригада общих работ столпилась у лагерных ворот в ожидании появления конвоя.

Мы, работяги, жались друг к другу, чтоб сохранить иллюзию тепла. Мы – «лагерная шерсть». «Тонкий, звонкий и прозрачный, шапка – домиком, ушки – топориком, шейка – макароником, ломом подпоясанный». Одним словом, – «фитиль, огонь, доходяга» – весь богатый российский каторжный фольклор имел к нам прямое отношение.

Несколько в стороне сгруппировались «красюки» – молодые бендеровцы. Всем своим видом они демонстрировали появление нового жизневосприятия, отличного от нашего. Они изменили свои силуэты. Были сброшены безобразные бушлаты, делающие человеческую фигуру похожей на вертикально поставленный деревянный гроб. Бушлат был заменён плотно облегающей телогрейкой, схваченной в талии самодельным поясом. Безобразные ватные штаны, оттопыренные на коленях, покрылись сверху широкими, лёгкими шароварами из каптёрки летней одежды (что само по себе было нарушением Режима). Шаровары волной спадали на верх валенок: «Як у батькив було». Сами валенки были подбиты не стёртыми резиновыми автомобильными протекторами, но подшиты чёткими войлочными подошвами, вырезанными из голенища старых валенок. На шее красовалось «кашне» из новой байковой портянки в ущерб истинной портянке из старых тряпок, засунутых в валенок.

И шапка уже не сидела «домиком» с завязанными под подбородком ушами, но уши эти были мужественно откинуты назад к затылку, оголяя решительные скулы, символизирующие презрение к морозу.

Наши «красюки» не хотели погибать в цвете лет на Колыме, они стремились к КРАСОТЕ, к прекрасному. Ибо прекрасное утверждает, защищает, возвышает жизнь земную.

 

Двадцатый век, как никакой другой, отмечен поисками смысла жизни, ибо жизнь людская в этом веке была связана с экстремальными условиями существования.

Две великие социалистические державы – СССР и Германия обогатили мир знаниями, полученными в невиданных доселе лабораториях по изучению человеческой природы и её возможностей. Лаборатории эти получили названия: «концентрационные лагеря». Сама форма лагерей была уже знакома к тому времени, но гигантские масштабы опыта повлияли на качественные характеристики опытных результатов.

По-видимому, самое серьёзное свидетельство и исследование о концентрационных лагерях принадлежит перу узника Аушвица и Дахау Виктору Франклю.

Профессор медицинского факультета Венского университета, Глава неврологической Венской поликлиники, по образцу которой созданы логотерапевтические клиники во многих странах, автор более 32-х книг, переведённых более, чем на 10 языков, обладатель 29-ти почётных докторских степеней.

В своей книге «Человек ищет смысл жизни» Виктор Франкль утверждает, что самый важнейший урок, который он усвоил в концентрационных лагерях, заключается в том, что в нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлён в будущее, кто верит в своё призвание и мечтает выполнить своё предназначение. И здесь мы встречаемся с центральной темой экзистенциализма: жить – значит страдать, выжить – значит найти смысл в страдании. Человеческое бытие, утверждает Франкль, – это жизнь ради смысла, даже если этот смысл самому человеку неведом.

Человек изначально наделён своего рода интуитивным знанием смысла. Этим наитием и продиктовано так называемое стремление к смыслу. Хотим мы того или нет, мы все от колыбели до могилы сознательно или безотчётно верим в то, что жизнь имеет смысл. Даже самоубийцы, которые не видят смысла жить дальше, верят в то, что если не жизнь, то хотя бы смерть имеет смысл. Если бы самоубийца считал всё бессмысленным, он не был бы способен ни на что, даже на самоубийство.

В страданиях смысл жизни раскрывается полнее всего. Страдания дают человеку возможность проявить свои лучшие душевные качества и осознать глубочайший смысл жизни.

Франкль утверждает, что смысл, осознание страданий раскрывается на более высоком уровне, чем смысл, заключённый в труде и любви.

История одного узника Аушвица поможет понять формулу: «выжить – значит найти смысл в страдании». Этот узник пытался заключить сделку с Провидением: он готов перенести любые страдания, но это его усилие должно освободить от страдания его любимого человека, лагерное местонахождение которого было ему неизвестно. Его муки приобрели мощный стимул – приобрели смысл.

Франкль любит цитировать Ницше: «Кто знает, зачем жить, может вынести почти любое как».

Жизнь на краю. Жизнь Иова. Пограничная ситуация. Еврейская История ярко иллюстрирует эту основу жизни.

В эссе А. Воронеля «Жизнь на краю» есть замечательный фрагмент – пример авторского мышления, связанного с имагинативным сознанием, которое более характерно для духовно-научного исследователя, нежели для представителя физико-математической науки. Правда, по утверждению Р. Штайнера, тот, кто знает, как возникает математика, сможет легче других понять, как возникает антропософски ориентированная Духовная Наука.

Послушаем Воронеля: «…нужно признать, что мы, как народ, опять балансируем на краю пропасти в своей амбиции создать розу без шипов, войну без ненависти, государство без принуждения и экономику без эксплуатации. Как будто эта судьба запрограммирована у нас в генах.

Однако, жизнь на краю пропасти не обязательно должна вести к катастрофе … температура 36.6 градусов Цельсия, при которой успешно функционирует организм человека, находится в узком (плюс-минус 6 градусов) зазоре между недопустимо смертельным переохлаждением и столь же недопустимым перегревом.

… На конференции по биологии я обратил внимание, что оптимальные условия для жизни биологических организмов всегда оказываются в опасной близости к температуре разложения ДНК (т.е. ядра) их клеток. По-видимому, интенсивная жизнь сложных организмов вообще возможна лишь на краю гибели. В ещё большей степени это относится к сложному общественному организму. Когда мы читаем историю войн Израиля часто кажется, что только случайное стечение обстоятельств или чья-то поразительная находчивость в последний миг спасла страну от поражения. Но это и есть проявление упомянутой устойчивости.

За шестьдесят лет современный Израиль вопреки многолетней миролюбивой риторике и христианскому всепрощению создал свои мощные средства защиты и достаточно многочисленный, инициативный народ, способный бестрепетно этими средствами воспользоваться».

Прошу прощения за обширную цитату – просто рука не поднимается выкинуть из песни слово. Если мы вернёмся к Франклю, то можно отметить, что его утверждение: «страдания дают человеку возможность… осознать глубочайший смысл жизни» удивительным образом повторяет утверждения Р. Штайнера: «Если живое не могло бы страдать, сознание никогда бы не возникло. Если бы в мире не было смерти, то в видимом мире никогда бы не мог существовать Дух. Сила Духа в том, что он претворяет разрушение в нечто более высокое, чем жизнь, и таким образом в самой жизни образует нечто более высокое, образует СОЗНАНИЕ».

Франкль, профессиональное возмужание которого протекало в школах Фрейда и Адлера, понятия не имел о Штайнере. И только экстремальные условия жизни, которые он (в отличие от миллионов узников) осознал как опыт, привели его к антропософским откровениям.

По законам повествования необходимо вернуться к началу:

Так в чём смысл жизни?!

Смысл, о котором говорит Виктор Франкль, – это смысл, позволяющий выжить, но не жить. Для жизни смыслом является поиск ИСТИНЫ.

Иоанново: «Познайте ИСТИНУ, и ИСТИНА сделает вас свободными» – ключ к пониманию нашей жизни.

Познавший ИСТИНУ обретается в Божественной субстанции, сопричастен мировому творческому процессу, становится частью Мирового Разума.

Свобода – это имманентное состояние познавшего ИСТИНУ. Свободный человек – это этический индивидуал и не может изменить самому себе. Как объяснить, что такое Индивидуал, Вечная Индивидуальность?!

Человеку дана возможность преобразовать себя, подобно тому, как в семени растения заложена возможность стать целым растением (дубом!). Но растение преобразуется в силу объективной, заложенной, запрограммированной в нём закономерности.

Человек же остаётся в своём состоянии несовершенства, если он не борется и не преобразует себя собственной силой.

Природа делает из человека только природное существо и освобождает его от своих оков на известной стадии развития.

Общество делает из человека существо, поступающее сообразно законам, нравственная ценность которых достигает определённой стадии.

Завершить своё развитие до индивидуала, этически постигшего идею свободы, человек может только сам - путем постижения Истины.

Прекрасной иллюстрацией этого преобразования человека послужит сцена допроса Ешу у Пилата, навеянная евангелием от Иоанна, в «Мастере и Маргарите» Булгакова:

«– Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

И тут прокуратор подумал: «О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде… Мой ум не служит мне больше…». И опять померещилась ему чаша с тёмной жидкостью. «Яду мне, яду!»

И вновь он услышал голос:

– Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти…»

Истина обычно воспринимается как нечто адекватно отражающее чувственную действительность.

Но это не так. ИСТИНА - это наше человеческое духовное порождение, которое совместно с чувственно данным внешним миром открывает перед нами Полную Действительность (открытие подлинного мира).

Мы не видим, но чувствуем и отмечаем отдельные эффекты – следы работы подлинных реальных духовных сил, действующих в нашем мире.

Мы не можем ответить Пилату - что есть ИСТИНА. В этом наше отличие от Ешу. Но человечество пробует всё же найти эту дверь, ведущую к ИСТИНЕ.

На скале в проливе Гибралтар высечено латинское откровение:

«Hic Deficit Orbis - Здесь кончается мир». Потом выяснилось, что это высеченное в камне утверждение не совсем ИСТИННО. Открытие Америки отменило это утверждение.

Нельзя говорить: «Здесь предел познания» - но только: «Здесь предел чувственного познания».

 

В 1974 году на волне алии из СССР в Израиль поднялся Михаил Лайтман. Не скрою, что его Одиссея в Израиле наполняет меня горделивым чувством сбывшихся надежд, связанных с влиянием Российского компонента на жизнь страны.

Послушаем, что говорит доктор Михаэль Лайтман – биокибернетик, учёный-каббалист, профессор онтологии и теории познания, основатель Международной Академии каббалы имени Рава Ашлага в Израиле:

«Вне ощущения высшего группа не может называться «Народом Израиля», где слово «Израиль» читается как «Исра-Эль», буквальный перевод которого с иврита означает «Прямо к творцу». В отсутствие восприятия полного мира некогда группа каббалистов стала вместо духовных действий практиковать их физическую интерпретацию, продолжая пользоваться для этого названиями духовных действий. Это и послужило началом возникновения иудейской религии, а затем – и остальных религий.

Именно падение людей с духовного уровня познания Мира повлекло за собой возникновение различных интерпретаций каббалы».

В мире есть много направлений, принадлежащих Духовной Науке, – такие как: учения Пифагора и Платона, учение и практика дошедших до нас потомков Атлантиды, описанные Карлосом Кастанеда, учения тибетских лам, учение Шри Ауробиндо Гхош – основателя всемирно-известного ашрама в Пондишери, и многие другие школы и сообщества, дерзающие открыть ИСТИНУ.

Сегодня, как никогда, Наука каббала благодаря беспрецедентным усилиям Михаэля Лайтмана расцвела пышным цветом. Количество учеников, апологетов, охваченных интернетной сетью, во всём мире измеряется уже миллионами.

Каждый день уроки каббалы синхронно переводятся на семь языков и транслируются по своему каналу телевидения.

Грандиозные конгрессы во многих городах Мира и в Израиле поражают воображение не только симпатизирующих, но и враждебно-скептически настроенных интересантов.

Один из самых известных авторитетов в иудаике – рав Адин Штейнзальц определил экзистенцию этого необычного явления с помощью трудолюбиво сколоченной метафоры. На вопрос телеведущего о его отношении к этому повышенному интересу к каббале он ответил, что между истинным учением и учением каббалы в этой новоявленной Академии такая же разница как между любовью и порнографией.

«Обижаешь, начальник!»

В современных условиях подобное заявление можно приравнять к классическому аутодафе – объявлению приговора (не обязательно смертельного) на городской площади при скоплении массы народа.

Михаэль Лайтман дерзнул озвучить тайное учение, совершил «предательство». Когда-то предатель карался смертью. Великий Эсхил был обвинён в том, что перенёс на сцену кое-что из Мистерий. Он спасся от смерти только бегством к алтарю Диониса и последующим судебным расследованием, показавшим, что Эсхил не был Посвящённым, а потому свободен от наказания.

Насколько же положение Михаэля Лайтмана тяжелее – он посвящён. Но какое это имеет значение сегодня? Он – человек и «ничто человеческое ему не чуждо» – ни взлёты, ни падения.

Но он выбрал путь, ведущий к ИСТИНЕ, а не к душевно-социальному комфорту, обозначенному партийной кипой, ибо Каббала – это Духовная Наука – и, как всякая наука, опирается на человеческое мужество. Нам повезло («мне хорошо – я сирота»), у нас богатый опыт: мы знаем, что такое тоталитарное государство, а здесь, у себя дома мы познаём, что такое теократическое государство.

Сегодня уже нельзя всерьёз воспринимать жизнь, основанную на языческих пассах: «три притопа, два прихлопа».

Мы не можем больше верить, мы хотим знать. Мысль, разум, рассудок - суть Универсума. Вера требует признания истин, которые мы не постигаем полностью, в форме принуждения.

Прилипшая к государственному телу «Вера» теряет спортивную форму и превращается в предмет, в котором так нуждается ирония.

Жизнь прекрасна, ибо она полна тайны, но и наполнена сознанием своей способности эту тайну открыть.

Жизнь требует дерзновения, поощряет и защищает осмелившихся.

Перед нами проплывают образы упрямых страстотерпцев, которые нарушили покой стоячих вод: Майстер Экхарт, Уриэль Акоста, Спиноза, Галилей и современники наши: Клаузнер, Бубер, Флуссер, - дерзнувшие ввести Ешу в еврейскую религиозную и национальную историю. Мы можем продолжить эту тенденцию и отметить, что Ешу никогда не выпадал из еврейской истории. Он имманентен еврейской истории, как бабочка имманентна гусенице. Духовное исследование феномена Ешу связано с эвристическим прочтением еврейской истории.

Вот вам. Божьей Милостью, поэт (из «наших» – духовно-научных):

 

Генрих Фауст

Вдохновение ЖИТЬ !

Это то, чего так не хватает,

Что мы ищем в других,

Голым нервом пульсирует нить

Наших сумрачных дней,

Что Судьба беспощадно листает,

До тех пор, как мы встретимся с тем,

Кто нам даст ВДОХНОВЕНИЕ ЖИТЬ!

Да, я знаю таких!

Эти люди, как Солнце богаты,

Они жертвуют всем,

Им всегда возвратится стократ,

Жизнь их гонит на Крест,

И враги их боятся распятых,

И сожжённых живьём,

И забитых, и выпивших яд.

Они смотрят в глаза

С фотографий, Икон и портретов,

Мы их просим остаться,

Мы знаем, что можем забыть,

Как подняться с колен,

Как решиться на поиск ответов,

Как самим обрести на ВЕКА

ВДОХНОВЕНИЕ ЖИТЬ!





оглавление номера    все номера журнала "22"    Тель-Авивский клуб литераторов







Объявления: