Владимир Идзинский

Вечер памяти Льва Троцкого в Тель-Авиве


     1-го мая 2012 г. в тель-авивском клубе «Барби» состоялся вечер памяти Льва Троцкого. Не думаю, что в России или в какой-либо другой стране бывшего СССР я мог бы присутствовать на таком интересном мероприятии, посвященном Льву Троцкому, и этот вечер не случайно состоялся 1-го мая. Для меня это было настоящим сюрпризом. Я никогда не был ни троцкистом, ни социалистом, ни, тем более, коммунистом, так как вырос в семье убежденного антисоветчика. Каждое утро он, делая зарядку, проклинал коммунистическую партию и советскую власть, и я с детства знал правду о советском режиме. К тому же, я убежденный противник революций, которые противопоказаны органическим системам, а человеческое общество является органической системой. Любая революция вместе с новыми идеями и формами, нарушая старый порядок вещей, поднимает “наверх” из скрытых “глубин” жестокость, дикость, бесчеловечность.
     Но ко Льву Троцкому я относился с интересом и сочувствием. Мой интерес определялся как выдающейся ролью Троцкого в Октябрьской революции и гражданской войне, так и его бескомпромиссной критикой сталинского режима. Троцкий был и наиболее серьезным обличителем немецкого нацизма. Именно Троцкий был первым, кто еще в 1932 году предсказал надвигавшийся геноцид европейского еврейства. Он раньше и лучше демократических лидеров Запада понимал всю опасность как сталинского, так и нацистского режимов. И я не мог не сочувствовать человеку, который долгие годы даже после смерти Сталина был объектом бессовестной клеветы со стороны официальной советской пропаганды.
     Накануне я случайно прочитал в интернете короткую и злую заметку Александра Коганa , которая называлась “Вечер памяти палача Троцкого”, сообщавшую, что “1 мая в тель-авивском клубе «Барби» пройдет вечер памяти одного из самых кровавых лидеров Октябрьской революции 1917 года, организованный ультралевыми активистами”. Еще несколько русскоязычных СМИ также выступили с резкой критикой идеи проведения такого вечера.
     Я предполагал, что это будет собрание небольшой группы троцкистов и других левых радикалов со скучными выступлениями и сухими докладами, но, тем не менее, решил обязательно пойти. Когда я вошел в клуб “Барби”, то сразу был приятно удивлен – большой зал дискотеки был полностью заполнен, мне уже не нашлось свободного места за столиками в центральной части зала, пришлось, как и многим другим, весь вечер стоять. В зале царила веселая, праздничная атмосфера, вокруг было много молодых, симпатичных лиц, работали буфеты, продавались пиво и закуски.
      
     Оказывается, вечер был организован не троцкистами и не другими ультралевыми активистами, а государственной радиостанцией «Галей ЦАХАЛ» в рамках популярной программы “Жизнь других”. Этот вечер транслировался в прямом эфире, был хорошо подготовлен, чувствовалась работа опытного режиссера и коллектива профессионалов. После приветственных слов руководителя радиостанции Ярона Декеля, микрофон перешел в руки инициатора вечера журналиста Эрана Сабага.
     На нескольких экранах красовался большой портрет Троцкого, под которым было написано: “В честь великого революционера, преследуемого воина, товарища Троцкого”. Ведущий Эран Сабаг сообщал о Троцком наиболее важные и интересные факты, периодически приглашая на сцену тепло встречаемые публикой молодежные ансамбли, которые исполняли популярные песни, в том числе и песни, посвященные Троцкому. Выступления ансамблей удачно чередовались короткими докладами профессоров Тель-авивского университета о Троцком, о его роли в международном социалистическом движении начала двадцатого века и его особой роли в российской революции 1917 года. На экранах также демонстрировались кадры из старых фильмов с участием Троцкого и отрывки из хроники его выступлений на митингах.
     Как и другие вечера программы “Жизнь других ”, вечер памяти Троцкого был организован с целью познакомить израильтян и, прежде всего, израильскую молодежь с великой и героической исторической личностью, т.е. с просветительской целью. Не было пропаганды какой-либо идеологии или политической партии. О Троцком говорили и хорошее и плохое, не пытались ни обелить его, ни очернить, просто сообщались исторические факты его жизни без искажения, без ненависти и без излишней симпатии. Такого сдержанного и объективного рассказа о Троцком я никогда ранее не слышал. Этот вечер в какой-то мере восстанавливал справедливость по отношению к оболганному и долгие годы преследуемому советским режимом человеку.
     По окончании вечера мне невольно подумалось, что, наверное, Сталин “трижды перевернулся в могиле”, а все сталинисты, если бы могли присутствовать, наверняка “щелкали бы от злости зубами”. Это же надо, когда в самой России российских революционеров или вообще не вспоминают или только ругают, где-то в далекой Палестине собралось так много людей почтить память Льва Троцкого - самого большого врага Иосифа Сталина?!
     О Троцком написано и сказано очень много, и до сих пор его роль и значение в истории вызывает немало споров. При Сталине исторические сочинения или вообще не упоминали имя Троцкого, или давали ему только плохие оценки,. После известной разоблачительной речи Хрущева о культе личности Сталина в советской оценке Троцкого произошли незначительные изменения. Ненависть к нему и ложь при оценке его деятельности оставались превалирующими на протяжении всего советского периода. Но и в постсоветский период в работах российских авторов о Троцком нет серьёзной, объективной оценки, и поэтому в широких массах отношение к нему остается резко отрицательным. Один из ведущих экспертов по российским архивам за рубежом, который провел много лет, работая с архивом Троцкого, Юрий Фельштинский пишет, что “В советской истории не было персонажа более оболганного, чем Троцкий. В его советских биографиях все, кроме даты рождения и смерти, было ложью. Даже сегодня о Троцком писать сложно: много сил уходит на споры с устоявшимися заблуждениями. Поэтому забудем все то, что про Троцкого писали в этой связи тысячи советских историков. Все это было абсолютным враньем”.
     Большинство ивритоязычных израильтян не были отравлены ядом советской пропаганды и относятся к Троцкому совсем не так, как большинство бывших советских - как в России, так и в Израиле - видящих в Троцком только “палача” и “одного из самых кровавых лидеров Октябрьской революции ”. Поэтому неудивительно, что израильское государственное радио организовало вечер памяти этого великого революционера, известного деятеля международного рабочего движения.
     Однако, прежде чем продолжить мои рассуждения, будет полезно напомнить основные факты, характеризующие эту яркую, очень талантливую личность.
     Лев Троцкий (Лейба Бронштейн) родился 25 октября 1879 года. В реальном училище в Одессе, в котором учился Троцкий, он считался лучшим учеником, любил математику, увлечённо писал сочинения и стихи. Но поэзия и мечта стать писателем скоро уступили место мечтам о революции и счастье всего человечества. Троцкий очень рано стал профессиональным революционером. Сразу после школы он сблизился с революционерами и стал заниматься агитацией среди рабочих. Молодого Троцкого арестовали, и он пробыл два года в одесской тюрьме. С 1900 года Троцкий находился в ссылке в Иркутской губернии , а в 1902 г. совершил побег из ссылки. После побега он перешел австрийскую границу и жил в эмиграции.
     В январе 1905 года, когда началась первая русская революция, Троцкий нелегально возвращается в Россию и его избирают председателем Петербургского Совета народных депутатов. Троцкий организует подготовку боевых дружин, в задачу которых входит защита демонстраций, рабочих газет, предотвращение погромов; систематически выступает на митингах и в печати. Уже тогда Троцкий руководил работой Совета так, как будто за его плечами был опыт не одной революции, хотя ему было всего 25 лет.
     3 декабря 1905 года жандармы арестовали весь состав руководства Совета, в том числе и Троцкого. В эти критические дни раскрылись такие его качества, как высокое самообладание и мужество. По приговору суда Троцкий и другие 14 членов Совета были осуждены на пожизненную ссылку с лишением всех прав. Местом её было определено село Обдорское за Полярным кругом (около 1500 вёрст до железной дороги). По пути следования в ссылку Троцкий бежал. Этот рискованный побег на оленях удался, и потом об этом побеге среди ссыльных ходили легенды. Через Финляндию Троцкий уехал в Швецию и с того времени 10 лет, до Февральской революции 1917 года, жил в эмиграции в различных странах.
     После раскола РСДРП в 1903 году на меньшевиков и большевиков, Троцкий не взял сторону ни тех, ни других. Сначала он старался объединить расколовшуюся партию, потом пытался создать свою собственную партию или фракцию. Но все-таки Троцкий был ближе к меньшевикам, а в партии большевиков он всегда стоял особняком. Во время революции 1905 года Троцкий, например, тесно сотрудничал с меньшевиками. Когда в 1917 году началась Февральская революция и Троцкий вернулся в Петроград, он примкнул к организации объединенных социал-демократов интернационалистов (“межрайонный комитет”). Затем он настоял на объединении их с большевиками. С этого времени Троцкий превратился в большевика. Тем не менее, по многим вопросам, как до революции, так и после, позиция Троцкого отличалась как от ленинской, так и от сталинской.
     После августовского выступления генерала Корнилова, Троцкий полностью посвящает себя подготовке восстания против Временного правительства. На заводах, в учебных заведениях, в театрах, на улицах и площадях проходят грандиозные митинги, и самым востребованным оратором на этих митингах был Троцкий. Не Ленин, а Троцкий был настоящим организатором и руководителем Октябрьской революции. Ленин вынужден был скрываться и руководить захватом власти в Петрограде не мог. Возглавляя Петроградский совет, который благодаря поддержке гарнизона стал реальной властью в столице, именно Троцкий обеспечил захват власти большевиками. Хотя этот период называется историками “двоевластием” Временного правительства и Советов, на самом деле уже тогда реальной силой обладали только Советы, в распоряжении которых были массы революционных солдат и балтийских матросов. Большевики пришли к власти через большевизацию Советов сначала в столице, а затем и во всей стране. Без союза с Троцким и без его поддержки большевики не смогли бы взять власть и сформировать новое правительство. 12 октября 1917 года Троцкий, являясь председателем Петроградского Совета, сформировал Петроградский военно-революционный комитет (ВРК), который стал основным органом подготовки вооружённого восстания. После победы восстания Ленин предложил назначить организатора переворота главой правительства – председателем Совета народных комиссаров. Но Троцкий категорически отказался от этого назначения, мотивируя отказ своим еврейским происхождением. По этим же мотивам он отказался занять пост народного комиссара внутренних дел.
     В первом составе большевистского правительства Троцкий был назначен наркомом иностранных дел, а когда в марте 1919 г. был о
воссоздано большевистское политбюро, как главный постоянно действующий орган партии, Троцкий вошёл в состав первого Политбюро ЦК РКП(б) .
     В марте 1918 года Троцкий неожиданно был назначен народным комиссаром по военным, а позже и по морским делам. Одновременно он стал и председателем Революционного Военного Совета республики. Существовавшие до этого принципы добровольного набора и выборности командиров Красной армии привели к её малочисленности, слабой подконтрольности, низкой боеготовности. Большевикам пришлось перейти к формированию массовой регулярной армии. Ленин и другие члены ЦК понимали, что для создания новой и эффективной армии нужен был именно такой талантливый организатор как Троцкий, решительный и твердый, умеющий воздействовать на массы и пресекать неорганизованность, непослушание и саботаж.
     Троцкий начал строить армию на следующих принципах: всеобщее обязательное военное обучение по месту работы и учебы, создание армейских кадров, широкое использование перешедших на сторону новой власти военных специалистов из бывшей царской армии, назначение в частях военных комиссаров. По требованию Троцкого на должности подавляющего большинства командующих фронтами, армиями и дивизиями были назначены бывшие офицеры царской армии. Троцкий умел быстро оценить причины военных неудач и так же быстро принимал меры для их устранения. Он неоднократно лично являлся на передовую, часто, рискуя своей жизнью, выступал с речами перед солдатами, даже перед дезертирами.
     К началу 1920 года руководимая Троцким Красная армия добилась решающего перелома в ходе Гражданской войны и к концу этого же года все белогвардейские армии были разгромлены. Некоторые историки, однако, считают достигнутые Красной армией успехи не следствием полководческого таланта Троцкого, а, главным образом, следствием репрессий и огромного численного преимущества руководимой им армии.
     Сразу после осознания серьезности болезни Ленина, среди высших партийных руководителей началась борьба за власть, обострившаяся еще более после его смерти в 1924 году. Используя подчинявшийся ему Секретариат ЦК, Сталин сумел значительно укрепить свою власть. Фактически он начал определять назначения и перемещения практически во всех государственных органах - от промышленности до наркомата иностранных дел. Когда же он стал единовластным диктатором и всякая оппозиция была устранена, Троцкого лишили всех его постов, а в 1929 году выслали из страны.
     Два года Троцкий провел на острове в Турции. В 1932 году он был лишен советского гражданства. В 1933 Троцкий переехал во Францию , а в 1935 в Норвегию . Боясь ухудшить отношения с СССР, норвежское правительство старалось избавиться от нежелательного иммигранта и всячески притесняло Троцкого, грозя даже выдать его советскому правительству. В 1936 году Троцкому пришлось эмигрировать в Мексику . На протяжении всех лет жизни за границей Троцкий не переставал критиковать сталинский режим и разоблачать сталинские преступления. Так, в августе 1936 года он закончил работу над книгой « Преданная революция », в ко торой назвал происходящее в Советском Союзе «сталинским термидором». В 1938 Троцкий создал Четвёртый интернационал , наследники которого существуют до сих пор.
     Все годы изгнания Троцкого из СССР прошли под неусыпной слежкой агентов советских спецслужб и неоднократными попытками убить его. Организованное в 1940 году агентом НКВД Гуревичем покушение оказалось неудачным. Группу убийц возглавлял известный мексиканский художник и сталинист Сикейрос. К счастью, ни Троцкий, успевший спрятаться за кроватью, ни находившиеся в этой же комнате его жена с внуком, не пострадали. Тогда на дело был послан агент НКВД Рамон Меркадер , который смог проникнуть в окружение Троцкого как якобы убеждённый его приверженец. Убийца пришел с ледорубом, который он спрятал под плащом, и нанес Троцкому смертельный удар сзади сверху в голову. Рана достигала 7 сантиметров в глубину и 21 августа 1940 года Лев Троцкий умер. После кремации великий революционер был похоронен.
     Рамон Меркадер был приговорен мексиканским судом к двадцатилетнему тюремному заключению. После освобождения в 1960 году, когда Сталина уже не было в живых, убийца приехал в СССР, где ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина . Вот уж кто в России и после смерти “живее всех живых”, это Иосиф Сталин! Поэтому с таким почетом принимали убийцу его главного врага.
     В чем обычно обвиняют Троцкого? Прежде всего, Троцкому ставится в вину, что он был одним из главных инициаторов массового террора по отношению к противникам коммунистического режима, инициатором заложничества и массовых расстрелов, создателем заградительных отрядов и «трудармий», идеологом военного коммунизма. Само понятие « красный террор » было сформулировано Троцким в работе “Терроризм и коммунизм”. Фанатичный революционер, Троцкий, когда это требовалось, наводил дисциплину самыми жестокими способами, прибегая часто к расстрелам. Например, Троцкий без колебания отдал приказ расстрелять каждого десятого солдата 2-го Петроградского полка, самовольно бежавшего со своих боевых позиций. Подобных случаев жесткой реакции Троцкого было немало.
     Троцкий был решительным сторонником применения в армии репрессивных методов. Эти репрессии выражались, прежде всего, в расстрелах дезертиров и трусов, а также в расстрелах бывших офицеров царской армии, пытавшихся перейти на сторону белых. Это Троцкий предложил брать заложниками членов семей офицеров. И это Троцкий впервые создает заградительные отряды, которым вменялось в обязанность, в случае бегства или несанкционированного отхода, стрелять по своим. Созданные Сталиным во время Великой Отечественной войны заградотряды лишь воспроизвели в новых условиях опыт гражданской войны.
     Известна и решающая роль Троцкого в разгроме в марте 1921 года восстания Кронштадтской военно-морской базы. Ленин и Троцкий объявили восстание белогвардейским мятежом. Троцкий немедленно был направлен в Петроград для личного руководства подавлением восстания. Сразу после своего прибытия, он предъявил восставшим ультиматум, приказал взять в заложники находившихся в Петрограде членов семей восставших и потребовал снятия главы Петроградского ЧК. Когда часть красноармейцев отказались идти в наступление против восставших и начала митинговать, по приказу Троцкого из не подчинившихся был расстрелян каждый пятый. В течение двух недель восстание было жестоко подавленно..
     Троцкий одобрял и формы милитаризации труда, в частности, он предложил драконовские меры по борьбе с “труддезертирством” путем публикации штрафных дезертирских списков, создания из дезертиров штрафных рабочих команд и заключения их в концентрационный лагерь. В качестве Наркома путей сообщения Троцкий вводит милитаризацию железнодорожного транспорта, характеризующуюся суровой военной дисциплиной. С марта 1920 года на железных дорогах отменяются все отпуска до особого распоряжения. В качестве методов военной дисциплины Троцкий предложил лишать прогульщиков горячего пайка.
     Соглашаясь вполне со всеми справедливыми обвинениями в адрес Троцкого, нужно признать, что такие его действия, несмотря на всю их жестокость, диктовались обстоятельствами гражданской войны, когда обе борющиеся стороны не брезговали любыми средствами. Беспощадность и бесчеловечность наблюдалась в гражданскую войну с обеих сторон. Без таких жестоких инициатив и приказов, безусловно осуждаемых нами сегодня, советская власть никогда не победила бы. Черносотенцы всех мастей в начале двадцатого века и современные антисемиты старались и стараются связать насилия и кровь гражданской войны, прежде всего, с именем Троцкого и с происками “жидо-масонов”.


     В последние десятилетия в русскоязычной среде стало модно идеализировать дореволюционную Россию, белое движение всех, кто боролся с советской властью. Сама революция представляется как результат случайных событий (неспособность царя, неудачные царские министры, мировая война, нерешительность Временного правительства, козни германской разведки, суперактивность небольшой маргинальной партии большевиков и т.п.), а революционеры и все, кто защищал советскую власть, демонизируются и представляются только в отрицательном свете. Нам легко рассуждать и еще легче осуждать, ведь мы знаем, к чему привела революция, знаем, что миллионы невинных людей были принесены в жертву на ее алтарь и знаем, какой страшный режим установился на долгие десятилетия после ее победы. Но не все способны на гениальную интуицию Достоевского, чтобы еще до революции понять сущность “бесов” и правильно оценить последствия их ужасной деятельности. На самом деле все намного сложней и многие, увлеченные красивыми идеями о справедливом общественном устройстве, революционеры, и Троцкий в том числе, хотя и были инициаторами революционных событий, сами стали жертвами российских обстоятельств.
     Оценивая таких деятелей, как Робеспьер и Дантон, или вождей российской революции 1917 года, как Троцкий, мы не должны забывать, в какое время жили эти великие люди, в какой идейной атмосфере они формировались, какие события и какие обстоятельства определяли их действия. Для того, чтобы дать объективную оценку личности Льва Троцкого нужно знать, какой на самом деле была дореволюционная Россия и в каком положении находилось большинство ее населения. Без этого трудно понять, почему многие представители образованных классов “задыхались” в этой стране, почему они мечтали о революции? Да, о революции мечтали и революцию приветствовали многие лучшие люди России.
     Человечество не может обходиться без мифов, и каждое поколение людей создает свои мифы. После развала СССР в России большую популярность получил миф о процветавшей и динамично развивавшейся дореволюционной России, погубленной злодеями-большевиками. Царская Россия представляется достаточно развитой страной, чуть ли не стоящей в одном ряду с США, Англией, Германией, и др.
     Однако, большинство дореволюционных специалистов считали Россию страной даже не “второго”, а “третьего” эшелона, которая с опозданием только подтягивалась к цивилизованным странам, “втягивалась в цивилизацию” во многом сверху и искусственно. На самом деле, в царской России поразительным образом сочетались европейские реформы с азиатским варварством. Западные путешественники описывали Россию конца девятнадцатого века, как страну с бросающейся в глаза бедностью, невежеством и дикостью нравов. Их поражали люди в лохмотьях и покосившиеся хижины, кое-как огороженные развалившимися заборами, крытые чем бог послал. При Николае I в 1850 году на военные нужды тратилось 42.1% бюджета. Разве может быть процветающей страна с такими огромными расходами на армию? Что же оставалось на нужды населения?
     Несмотря на прогресс в последние двадцать-тридцать предреволюционных лет, Россия оставалась все еще в значительной степени аграрной крестьянской страной. Ее экономические отношения с Западной Европой соответствовали классическому колониальному типу - Россия служила Европе как рынок сбыта промышленных товаров и источник сырья. Хотя по совокупному объему промышленного производства Россия стояла на пятом месте в мире после США, Германии, Великобритании и Франции, по размерам валового национального продукта (ВНП) на душу населения она отставала от США в 9,5 раз, от Англии - в 4,5, от Канады - в 4, от Германии - в 3,5, от Франции, Бельгии, Дании, Голландии, Австралии, Новой Зеландии, Испании - в 3 раза. Показателем, интегрировавшим отсталость России, стали проигрыши ее в войнах: 1853-1856 годов с Англией и Францией, 1904-1905 с Японией, 1914-1917 годов с Германией.
     Неприятие российской действительности наблюдалось не только у социалистов и профессиональных революционеров, как модно сегодня считать, а и у широких слоев населения. Тяжелое положение большой части народа и произвол вызывали возмущение и сопротивление во всех слоях, в том числе и среди евреев - наиболее угнетенной части российского общества. Россия веками характеризовалась политикой крайней нетерпимости к евреям. Эту традиционную антисемитскую российскую политику - “кроме евреев” - в дальнейшем перенял и Сталин, а после него настойчиво продолжали другие советские руководители.
     В огромном гетто - пресловутой черте оседлости, где жили российские евреи, царили нищета, унижение, бесправие. Для евреев были введены всякого рода ограничения, включая ограничительную процентную норму в высших учебных заведениях (10% в черте оседлости и 3% - за ее пределами). К концу девятнадцатого века самым страшным для евреев явлением российской действительности становятся погромы, жестокость которых нарастала. Доказано, что некоторые погромы были непосредственно организованы правительством. Так, знаменитый кишиневский погром 1903 года был организован министром внутренних дел России Плеве. Царский режим не оставлял евреям надежду на улучшение их положения. Жестокость дореволюционного законодательства о евреях вызывала возмущение и подталкивала еврейскую молодежь к протесту и борьбе. Еврейская молодежь сочувствовала новым идеям о равенстве народов, о свободе, о справедливом социальном устройстве, а некоторые мечтали о революции, которая сметет угнетение и принесет им освобождение. Можно ли осуждать еврейских юношей и девушек, которые в этих условиях были увлечены социалистическими идеями, тем более, если стремление к справедливости и равенству, борьба за общее благо лежат в основе еврейской ментальности?
     Февральская революция 1917 года действительно принесла освобождение евреям России. Временное правительство отменило веками существовавшие национальные и религиозные ограничения. Многие прогрессивные люди, как в России, так и во всем мире и евреи в частности с воодушевлением приветствовали революцию и падение царского режима. На этом революции конечно и нужно было бы остановиться, но судьба распорядилась иначе, революцию “оседлали” другие, страшные силы.
     Важно подчеркнуть, что я не защищаю и никак не оправдываю ни Ленина, ни Троцкого, ни большевизм. В такой стране как Россия, где никакого настоящего социалистического общества не могло быть, деятельность ленинской партии радикальных революционеров была очень вредной и захват власти раньше или позже вел к диктатуре и террору. Самая большая вина Троцкого состоит в том, что он был одним из инициаторов и руководителей Октябрьского восстания, которое привело к власти большевиков. В России были люди, в том числе и такие социалисты как Плеханов, понимавшие весь вред радикальных революционных идей. Но их голос и их предупреждения так и не были услышаны.
     В Советском Союзе Троцкий так и не был реабилитирован. Только после развала СССР в 1992 году по запросу общества “Мемориал” Троцкий был реабилитирован Прокуратурой РФ (о высылке на 3 года в Сибирь), а затем в 2001 году реабилитирован Генеральной прокуратурой РФ (о высылке из СССР и лишении гражданства с запрещением въезда в СССР). Однако, несправедливость и необъективность в оценках Троцкого продолжаются до настоящих дней. В этом смысле Троцкому на его родине действительно не везет. В советские времена, когда быть организатором Октябрьской революции и создателем Красной армии было очень почетно, советским людям не сообщали о настоящей роли Троцкого в революции и гражданской войне. А когда советские времена ушли и быть организатором революции и защитником советской власти уже не стало почетно, начали говорить о Троцком (в том числе и в израильских русскоязычных СМИ) только как о “ кровавом лидере Октябрьской революции” и “организаторе массового террора” во время гражданской войны. Похоже, что в России ненависть к Троцкому, как и антисемитизм, передается из поколения в поколение, независимо от того, какая идеология является господствующей. Видимо, влиятельным силам в России выгодно представлять Троцкого в черных красках, характеризовать его как инициатора и главного виновника массовых убийств, и даже ставить равенство между Троцким и Сталиным, дескать, оба одинаковые убийцы. Но это противоречит исторической правде, Троцкого никак нельзя ставить в один ряд со Сталиным. Как уже отмечалось выше, Троцкий не был ни пацифистом, ни либералом, который чтит святость человеческой жизни. Однако, несмотря на то, что Троцкий никогда не отказывался от террора и террор представлялся ему неотъемлемой составляющей революционной борьбы, нравственные принципы и облик Троцкого и Сталина сильно отличаются.
     Троцкий навсегда остался революционером-идеалистом, безгранично преданным социалистической идее. А Сталин превратился в жестокого диктатора, которого характеризовала высшая степень беспринципности и бесчеловечности. Для Троцкого существовал определенный уровень человечности, ниже которого никак нельзя опуститься. Вот как характеризует Троцкого израильский профессор Иосиф Недава: “Если для Сталина все средства были хороши и оправданы целью, то у Троцкого были убеждения и принципы, стоявшие в его ценностной иерархии выше стратегии в борьбе за власть… Он был крайним интернационалистом, стоял за полное слияние всех народов, верил, что в этом состоит и решение всех мучительных вопросов современности, и историческая неизбежность”(“Вечный комиссар” Москва, СНПП “Корунд” ,1991). Троцкого никак нельзя назвать беспринципным убийцей, как Сталина. На совести Сталина необъяснимые никакой логикой миллионы невинных жертв уже после полной победы советской власти. Это такие преступления как “Коллективизация, Голодомор, использование рабского труда зэков, Большой Террор, заигрывание, союз и дележка Европы с Гитлером, Катынь, предательский удар в тыл Польше, ослабление армии и полная близорукость перед началом и в начале войны, высылка целых народов, посадка своих военнопленных, Ленинградское дело, ЕАК, дело врачей и др. (Валерий Лебедев, “Ядовитый корень победы”, “Лебедь”,№654)
     Троцкого можно приравнять к таким великим французским революционерам (а некоторые назовут и их палачами) как Робеспьер и Дантон. Но Сталин - это другой мир и совершенно другое явление. Этих двух большевиков-ленинцев на самом деле разделяет пропасть. Если троцкизм, как бы мы к нему ни относились, – явление европейской культуры и поэтому у Троцкого до настоящих дней есть последователи в Европе и во всем мире, то сталинизм – явление чисто российское. После революции произошел резкий откат российского общества назад. По жестокости, коварству и бесправию населения сталинский режим был подобен восточным сатрапиям. Корни сталинизма лежат в российской истории, ментальности, традициях. Новый человек, по-хозяйски вышедший на российскую историческую сцену, по образному определению Г.Федотова “вылез на свет Божий из Московского царства”. Под прикрытием социалистических идей и лозунгов после революции установился строй, не имевший ничего общество с социализмом, так как не может быть социалистическим общество при существовавшей в СССР тотальной несвободе, а государственное и социалистическое далеко не всегда одно и то же. Большевики вынуждены были расстаться с утопическими иллюзиями, коммунизм и социализм все более перемещался в лозунги и декларации, и Сталин стал главным организатором контрреволюции, уничтожившей всех настоящих социалистов и все по-настоящему социалистическое.
     Лев Троцкий - главный организатор и вождь Октябрьской революции 1917 года, создатель Красной армии и организатор победы большевиков в гражданской войне, после окончания войны все более ощущал свою ненужность и чуждость. Ни его перманентная революция, ни интернационализм, ни, тем более, настоящий социализм уже не были нужны. Его убеждения и принципы, которых, как уже было сказано выше, вообще не было у Сталина, делали Троцкого более слабым в борьбе за власть. К тому же Троцкий был евреем, что сильно уменьшало его шансы оказаться на вершине пирамиды. Новая, послереволюционная Россия отвергла Троцкого, а позже расправилась с ним так же, как и со многими другими настоящими революционерами, его “достали” даже в далекой Мексике и жестоко убили. Троцкий был чужим и как еврей, и как интернационалист, и как социалист. А Сталин был своим. Сталин и в наши дни для многих российских граждан остается своим, понятным и даже любимым.
     Некоторые утверждают, что Ленин, Троцкий и Сталин – одного поля ягоды. Другие идут еще дальше и ставят в один ряд Ленина, Троцкого, Сталина и Гитлера.
     Конечно, это неверно. Ленина, Троцкого, Сталина и Гитлера нельзя ставить в один ряд и нужно отличать Ленина от Сталина, Троцкого от Ленина и от Сталина, а Ленина и Троцкого от Сталина и Гитлера. Известный российский историк академик Юрий Пивоваров дает следующее сравнение Ленина и Сталина: “Когда меня иногда спра­шивают: кто хуже, Ленин или Сталин? Я отвечаю: Сталин просто бандит, уголовник. Мясник, которого нужно бы­ло поставить к стенке, как и Гитлера. Все. Точка.” ( Академик Пивоваров: «Современная Россия - это сталинская Россия», http://art-of-arts.livejournal.com/458878.html ). Думаю, что то же можно сказать, сравнивая Троцкого и Сталина. Прискорбно сознавать, что Сталин при этом был создателем современного российского государства. Ведь характер этого государства и основные его свойства действительно сформированы Сталиным. Ни Ленина, ни Троцкого, ни Каменева, ни Зиновьева, ни Бухарина, ни кого-либо другого из вождей советской власти нельзя считать основателями современного российского государства, только Сталина. И сталинским оно, в большой мере, остается до сих пор, несмотря на все, казалось бы, такие революционные изменения, происшедшие в России в 90-е годы двадцатого столетия. До сих пор, как пишет российский публицист Ирина Павлова, Россия по своим главным свойствам остается сталинской – “укрепление и расширение границ унитарного государства, неспособность общественности действовать независимо от верховной власти, развитие военной промышленности, дальнейшее закрепощение народа и воспитание его в духе служения власти, патриотизма и оборонного сознания… И никакие открытые границы этому не помешали. Видимо все определяют российские гены.” (ГРАНИ.ру, “О роли безличности в истории”, http://grani.ru/Politics/Russia/President/m.197501.html ).
     Силой духа, мужеством, фанатизмом и преданностью социалистическим идеям Троцкий напоминает древних еврейских пророков и героев. Он, безусловно, обладал характерными еврейскими качествами. Тот же профессор Недава пишет: “В личности Троцкого как бы сфокусированы основные проблемы еврея диаспоры, специфического продукта среды, духовно больной в течение столетия. Во многих отношениях Троцкий явился квинтэссенцией как возвышенно-творческого, так и разрушительного начал, присущих еврейству в изгнании. Будучи по характеру своему крайне порывистым и фанатично преданным идеалу, он словно сосредоточил в себе самую сущность еврейской трагедии. ...Троцкий был нов для России – но не для еврейства. По темпераменту, по душевному складу этот материалист и гонитель религий был типичным еврейским идеалистом, религиозным фанатиком, пророком (или лже-пророком), издавна известным в еврействе. Сколько людей этого типа выдвинул древний народ?” Троцкий действительно был настоящим интернационалистом, для которого национальность человека не имела никакого значения. Как отмечает профессор Недава, на вопрос, считает ли он себя евреем или русским, Троцкий отвечал: “Ни тем, ни другим! Я социал-демократ!” Несмотря на это, Троцкий фатальным образом не мог освободиться от своего еврейства. Он никогда не скрывал своей национальности. А в такой стране как Россия, где отношение к евреям и иудаизму всегда было очень враждебным, партийный аппарат и народные массы видели в нем, прежде всего, еврея. Враги Троцкого и Сталин, прежде всего, позаботились о том, чтобы имя Троцкого ассоциировалось с еврейством. Сталин использовал антисемитизм в борьбе за власть с Троцким. Еврея легче было и оболгать и обвинить во всех грехах, традиционный российский антисемитизм делал “почву” восприимчивой, и все плохое о Троцком в широких российских массах воспринималось с пониманием и доверием. Сталин это хорошо знал, и в конце тридцатых годов еврейство Троцкого выдвинули на передний план. Сталин сделал имя Троцкого и слово “троцкизм” ругательствами в глазах миллионов людей и эти же ругательства неизменно ассоциировались с еврейством.
     Троцкий был противником всех видов самоизоляции еврейских рабочих и поэтому не верил в сионизм и не проявлял к нему большого интереса. Часто он показывал свое пренебрежение к сионизму и его приверженцам. И к Палестине Троцкий долгие годы не проявлял интерес. Однако в 1934 году он заинтересовался рабочим движением в Палестине, так как все более понимал, что в Европе для евреев нет места. Еще раньше он утверждал, что с приходом нацистов к власти в Германии положение европейских евреев радикально изменилось к худшему.
     В июне 1937 года в Мексике Троцкого посетила сионистка-социалистка, будущая заместитель председателя израильского Кнессета Беба Идельсон. После продолжительной беседы с Троцким, Беба Идельсон пришла к выводу, что еврейский Ишув в Палестине совсем не чужой Троцкому, он задавал много вопросов, живо интересовался жизнью в Ишуве, просил рассказывать еще и еще. А когда уже на прощание Идельсон сказала Троцкому, что у него нет пристанища, так как он еврей, Троцкий кивнул ей в знак согласия. Однако Троцкий попросил Идельсон не обнародовать ни факта их встречи, ни содержания беседы, сославшись на то, что его неправильно поймут и обвинят в симпатии к сионизму.
     Все же у Троцкого произошла переоценка ценностей по отношению к решению еврейского вопроса. На ассимиляцию евреев, которая, как он думал ранее, решит еврейский вопрос, Троцкий более не полагался. Он пришел к выводу, что еврейский народ будет существовать еще долго, а народ не может развиваться нормально без своей территории. Троцкий даже приходит к новому, революционному для марксиста, выводу о возможности переселения евреев на свою территорию. Но только в начале Второй мировой войны Троцкий стал говорить, что евреи имеют право на свое государство. Иосиф Недава даже делает следующее смелое предположение “И все же нам кажется вполне правдоподобной мысль, что доживи Троцкий до провозглашения Израиля, он мог бы принять сионизм. Работа в этом направлении совершалась в нем.”
     В своем завещании, написанном примерно за шесть месяцев до убийства, Троцкий написал следующее: “Каковы бы ни были обстоятельства моей смерти, я умру с непоколебимой верой в будущее коммунизма. Эта вера в человека и в его будущее дает мне даже сейчас такую силу сопротивления, какую не может дать никакая религия”. Откуда может быть такая вера в человека, откуда такой идеализм? Ведь то, с чем сталкивался Троцкий в реальной жизни, особенно после прихода к власти в СССР сталинской клики, казалось, должно было бы только разочаровать, он должен был потерять веру в человека. Пройти уже после победы советской власти ссылку, изгнание из страны и скитания по миру, видеть своими глазами, к чему привела революция, как дискредитировано все, во что он так верил и за что боролся, пройти через весь этот ад очернительства, клеветы, преследования как его самого, так и всей его семьи и не разочароваться, продолжать верить в человека после всего этого? Как же нужно было не понимать и идеализировать мир, человека, страну, в которой родился и жил – Россию? Российская реальность, да и вообще наш реальный мир не дают никаких оснований для этой веры в человека и его будущее. Такую веру можно объяснить только особой формой религиозности и фанатизма. Истоки такой веры Троцкого, конечно же, лежат в иудаизме, в этой тысячелетней вере евреев в Бога, Мессию, Справедливость, Человека и его будущее. Лично меня эти еврейские идеализм и фанатизм удивляют, восхищают и пугают одновременно. Пугают потому, что их огромная сила может быть и очень разрушительной, как мы видим это на примере Троцкого.
     Поэтому не случайно, что такой вечер памяти Льва Троцкого состоялся именно в Тель-Авиве, в еврейском государстве. Троцкому не удалось убежать от своего еврейства, но и евреям никак не отказаться от своего блудного, но великого сына. Лев Троцкий - романтик революции, талантливый публицист и организатор, человек необычайной личной смелости, с железной решительностью и непреклонной волей, искренний и фанатичный марксист-социалист. С 17-ти лет Троцкий посвятил свою жизнь освобождению российских трудящихся - прошел тюрьмы, ссылки, скитания и лишения. Однако, конец его был трагичен. Дело, которому он посвятил всю свою жизнь, не только не принесло счастья людям, но и привело к потокам невинной крови. В России, на его родине к Троцкому до сих пор относятся враждебно и говорят, в основном, только о его тщеславии, честолюбии и жестокости. В искренность этого альтруиста и настоящего интернационалиста так почти никто и не поверил. Для еврейского же государства он ничего не сделал. Но, вопреки своему желанию, Троцкий стал в каком-то смысле национальным символом – символом трагичности еврейской судьбы и многовекового изгнания еврейского народа. Беба Идельсон была права - у Троцкого не может быть другого пристанища, кроме Израиля, так как он еврей. И вот 1-го мая 2012 года Троцкий пришел в Тель-Авив. Значит ли это, что этот скиталец и блудный сын вернулся к своему народу?





оглавление номера     все номера журнала "22"    Тель-Авивский клуб литераторов







Объявления: