Словно песенку напевая, тихо плещет вода о сваи, навевая неодолимо монотонно-тревожный сон. В сизоватом облаке дыма пароход проплывает мимо - почему-то я точно знаю, что опять не пристанет он. Не причалит он, как ни грустно, к этой пристани захолустной, по пружинящим легким сходням на траву не сойдет никто. В чуть волнистой печали водной отражусь я один сегодня - подусталый, немного грузный, в старом, выгоревшем пальто. Не причаливает - и ладно: ожидание ненакладно. От бортов расходится клином угасающая волна. Привыкаю я к срокам длинным на причале этом старинном, где вода вкусна и прохладна и ничем не замутнена. Монотонный сон и тревожный в сваях плещется односложно, неумолчно, неумолимо, словно медленный ток реки. Пароход из осени в зиму, как во сне, проплывает мимо, - близко-близко - коснуться можно, но никак не поднять руки...Сама интонация этого стихотворения, "словно медленный ток реки" завораживающая, делает его содержание многослойным. А смешение в нем сна и яви придает каждой детали иной, надмирный, надвременной смысл. Так что же наша жизнь? Игра? Да, отчасти. А еще что? Теперь отвечу: ОЖИДАНИЕ. Ожидание всего, что... проходит мимо. Что проходит.
"Пароход из осени в зиму, как во сне, проплывает мимо..." "...Кутерьма любых погод сбила с толку, а на деле не оглянешься - и год, словно без году неделя..." ("Вечным чудом языка...")Это не радостное ожидание-предвкушение. И не опасливое ожидание со страхом. Нет, ожидание как данный лично тебе способ существования. И потому, постоянно пребывая в этом ожидании, человек знает, что ожидание это - не закончится никогда:
"...близко-близко - коснуться можно, но никак не поднять руки..."Ожидал ли ты в нетерпении чего-то желанного, старался ли отдалить что-то пугающее - все для тебя будет снивелировано: и с той, и с другой стороны дождешься, может быть, только какого-то успокоения. В первом случае вздохнешь-пробормочешь:
"...Не причаливает - и ладно: ожидание ненакладно... ...привыкаю я к срокам длинным..."Во втором случае вздохнешь-признаешься:
Молчу вечерами все чаще я - в глазах или боль, или сон, и женщина, рядом молчащая, с вечерним усталым лицом. В течение целого вечера промолвится несколько фраз... А в общем-то, сетовать нечего: и вправду - достаточно глаз. В течение целого вечера, от утренних дел вдалеке, сидим, прикасаемся к вечности и просто [! - В.Ц.] рукою к руке.("Молчу вечерами все чаще я...") И еще, очень важное: поэт чувствует, что это ожидание не только внутри, но и вне его. Ожидание как бытийная категория.
Пролетающий мимо пейзаж за вагонным окном, пролетающий мимо, мгновенный пейзаж мимолетный, полный красок и форм и, однако, какой-то бесплотный - может быть, оттого, что звучанье утрачено в нем... ("Пролетающий мимо пейзаж за вагонным окном...")"Утраченное звучание", безмолвие (а его еще надо суметь увидеть) - не есть ли оно почти единственная для смертных возможность не только осознать себя и свою жизнь частью единой, независимо от пространства и времени, картины Творения, но и почти эмпирически почувствовать саму связь человека с Творцом, в Котором - всегда все живы.
Стихи становятся все изощреннее, словно бельгийские кружева. Но если убрать покровы иронии, остаются стершиеся слова. ("Надоели бесконечные повторения...")Да, слова - все - давно затерты, да, все - обо всем - уже сказано. Но в том-то и тайна, что всякая живая поэзия (в отличие от плоской стихотворной игры) - трехмерна, а всякая поэзия, творимая перед Богом - четырехмерна. И в глубины ее нельзя проникнуть анализом текста, только - собственным пережитым, собственным прочувствованным, собственными ожиданиями, тревогами и надеждами, собственным мистическим опытом. Не отдельным экспериментом, а опытом целой жизни во всем ее единстве.
Пустая банька в зарослях крапивы, спокойный дрозд на выступе окна, две книги, лампа и бутылка пива и целую неделю тишина... Как необычно все перемешалось - пустая банька на краю земли, твоя любовь и гаснущая жалость, что так недавно мы себя нашли. <...> А над водою пролетают птицы, как мы, земную впитывая тишь, и стоит им немного удалиться - и нас уже почти не разглядишь... Так просто, без всякой натяжки, обыденное сближается здесь с бытийным. Это потому, что человеку, имеющему эту энергию покоя, многое по силам. Только редко она даруется. И заслужить ее не легко. Для этого нужно как минимум ДОВЕРИЕ к воле Творца. Не каждый его в себе отыщет. В строках Басовского это доверие есть:
Мы прожили утро без подлости, и день был заполнен трудом; не страшно поэтому полночью предстать перед Божьим судом. И память стихает глубинная, и груз бытия невесом, и женщина рядом любимая с вечерним прекрасным лицом.("Молчу вечерами все чаще я...") Обыкновенное усталое лицо потому и становится к концу стихотворения прекрасным, что взгляд поэта доверяет взгляду Художника, Чья картина - всегда пишется и всегда - завершена. Совершенна. Доверие воле Творца делает прекрасным все. Потому что доверие - та внутренняя основа, на которой и стоит вера, и глубинная крепость до-верия даже важней твердости веры, ибо вера от до-верия зависит, а до-верие существует внутри нас изначально, неосознанно и независимо от веры. Так доверяли Творцу ветхозаветные патриархи. Так доверяют ныне "седые поэты" (Варлам Шаламов: "Поэзия - дело седых, /Не мальчиков, а мужчин..."), успевшие познать жизнь не только в ее эволюционно-биологическом движении, но и в мистическом предназначении. И ничего, что Басовскому тайной жизни стала "дотошная вязкость Талмуда", а мне, автору этих заметок - благодать Евангелия. Именно более древнее, изначально данное, До-Верие К Замыслу помогает понять глубинные признания поэта и мне - человеку иного места проживания, иной крови, иной веры и иного гражданского чувства.
Говорящий посреди пустыни, вспоминай, что ты не одинок, что вокруг пространство в дымке синей, что пространство стелется у ног, что незримый Дух в пустыне этой Богом дан тебе в поводыри, даже неуслышанный, не сетуй, говори в пространство, говори. 21 сентября 2000 гЭто не патетика. Поэт даже не говорит: помни, но - хотя бы вспоминай. К кому обращено это стихотворение? К самому автору? К Басовскому, не дождавшемуся должного признания на родине? Ко мне, ропщущему? Оно обращены в пространство, в КОТОРОМ мы все. И в котором хотя бы и редко, хотя бы и после долгого ожидания, но, слава Богу, все-таки бываем друг другом услышаны. А Кто-то еще - слышит? Не знаю. Я просто жду. И если бы не вера, если бы не доверие, что и нас - ждут... С бесконечно долгим терпением...