Двумя изданиями (2007 и 2008 гг.) в Иерусалиме и Москве вышла книга историка доктора Савелия Дудакова "Ленинъ как мессия". Савелий Дудаков – автор вызвавших пристальный интерес в России и за ее пределами и быстро разошедшихся книг "История одного мифа" – о "Протоколах сионских мудрецов" (М., 1993), "Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России" (М., 2000). "Этюды любви и ненависти" (М., 2003). Он известный шахматный мастер – истории шахмат посвящена его недавняя книга "Каисса и Вотан" (Иерусалим – Москва, 2009).
И вот новая книга о Ленине, которая, на мой взгляд, заслуживает серьезного разговора. Это не апология, как может показаться из ее названия, но и не ставшее уже штампом поношение низвергнутого кумира, а попытка понять и представить место и роль Ленина в истории России. Вместе с тем, С.Дудаков не сковывает себя критериями строгой научности. В письме академику РАН, проф. М.Д.Голобковскому, помещенному в приложении, С.Дудаков пишет: "Высылаю тебе моего "Ленина". Именно "моего" <…> Это вольное эссе о человеке, определившем эпоху. Понять феномен его появления и успеха. И только. Конечно, я должен придерживаться каких-то "моралистских" принципов, но и это просто необязательно". "…Моя книга, – поясняет автор, – не только о Ленине, эта книга о России…"
Да, это книга о России, о ее прошлом, настоящем и возможном будущем. И рожденном ею коммунистическом "мессии" (имя Ленина недаром пишется в заглавии с "ером" – свои дореволюционные статьи он подписывал Н.Ленинъ).
В книгу введен большой и прежде не использовавшийся в советских источниках фактический материал (например, воспоминания однокашников Ленина по симбирской гимназии, оказавшихся после революции на Западе). Автор стремится восполнить пробелы в освещении Ленина, возникшие вследствие идеологических препон прошлого и предубеждений настоящего.
Одновременно он показывает, как возник культ поклонения вождю (вспомним Маяковского: "Если б был он царствен и божествен, я б от ярости себя не поберег…"), как формировалась новая большевистская религия – с "богом-Саваофом Карлом Марксом", мессией Лениным, его матерью-великомученницей – Марией Александровной, "братом Александром, казненным по спорному юридическому казусу – Иоанном Предтечей", апостолами-предателями – сперва Зиновьевым и Каменевым, а потом Сталиным, "обокравшим "истинную ленинскую идею" о добре"…
Отвечая на вопрос "Как вы относитесь к Ленину?", Савва Дудаков, избегая софистики, говорит: "Как историк я глубоко убежден, что Истина всегда находится ближе к одной из сторон, но ни в коем случае не в золотой середине!" Прибегая к шахматной терминологии, он выбирает формулу "Семь против трех – в пользу Ильича…"
И тем самым сознательно подставляет себя под огонь критики, ибо история все-таки не игра в шахматы и математические подсчеты, на мой взгляд, отнюдь не все могут в ней объяснить…
И все же автор этой несомненно интересной и спорной книги имеет право на самостоятельный поиск и оценку российского исторического процесса, приведшего к появлению "Ленина как мессии" с последующим полным крушением его мессианского проекта.
Но именно это право на поиск и самостоятельные оценки отвергают его оппоненты. Еще во время предшествовавшего книге доклада по его работе на Международной конференции в Иерусалимском университете по теме "Мессианские идеи в иудейской и славянской культурах" С.Дудаков, по собственному признанию, почувствовал стену отчуждения между собой и слушателями. "Зал слушал меня почти в полном враждебном молчании <…> Во время перерыва совершенно растерзанный я вышел в фойе. На диване сидел профессор из Прибалтики, человек пожилой, из русской эмигрантской семьи, жившей между двумя войнами в Латвии. Жестом указал место рядом с собой и спросил: "Савва, очень расстроились?" – "Очень", – отвечал я со слезою в голосе. "Успокойтесь. Люди – рабы сегодняшнего момента, с короткой памятью. И после двадцатилетия полного забрызгивания грязью бывшего кумира – что же вы хотели услышать? Но, будьте покойны: через 30 лет то, о чем вы писали, станет аксиомой. Это не значит, что я хотел бы согласиться с вами – не могу! Долгих лет вам".
И вот – рецензия на книгу С.Дудакова, вышедшую, напомним, в 2007-2008 гг., написанная с завидной оперативностью Микки Вульфом ("22", № 156). Отношение рецензента к книге и ее персонажу выражено жирным восклицательным знаком уже в заглавии "Тутанхамона видел я в гробу…" (этот афоризм Ник. Глазкова, как, впрочем, и почти весь материал рецензии открыто заимствован из самой книги).
Не дав себе труда внимательно прочитать книгу С.Дудакова и вникнуть в концепцию и ход размышлений автора, рецензент из надерганных в книге цитат создает карикатурные портреты сразу трех персонажей: Савелия Дудакова, автора предисловия Арона Черняка и, наконец, самого Ленина: "Вырываясь из этой сферы то ли шахматного, то ли стариковского бреда, я сразу объявляю: ноль против миллионов, прямо или косвенно убитых Лениным".
О самой книге говорит невнятно и развязно: "В ней столько нового материала и непосредственных замечаний самого автора, что, не будь она такой плохой, ее можно было бы назвать очень хорошей [? – С.Л]. Это, я бы сказал, очередная известная мне маленькая Лениниана".
И дальше – в таком же глумливом тоне. Рецензент не понял даже смысла подзаголовка книги "Ульянов. Знакомый незнакомец. Поэма будущего" и называет его "странным". "Возможно это о внешности героя?" Но ведь даже школьнику известно, что означают слова "знакомый незнакомец", принадлежащие В.Г.Белинскому. Они относятся к понятию типический реалистический образ, порожденный определенными жизненными обстоятельствами.
Взятые из книги цитаты препарируются рецензентом – с помощью натяжек и передержек – таким образом, чтобы, с одной стороны, получить подтверждение ставшей привычной для бывших советских людей формуле о природной жестокости и патологических наклонностях их прежнего кумира Ильича ("трупоноша"), а с другой – навесить на автора книги ярлык "нормального советского империалиста" и поставщика материала для антисемитов.
"Чего, в сущности, хочет Савелий Дудаков? – вопрошает Микки Вульф. – Доказать, что Ленин <…>, облитый с ног до головы кровью, и есть мессия? Может быть, только с приставкой "лже-". Чтобы сформулировать эту "мысль", совсем необязательно было читать книгу С.Дудакова. Так, видимо, думал рецензент, "проскользивший" по ее поверхности с недобрыми намерениями…