* * * Зимний полдень, вечер летний и весенний птичий гам - каждый день, как день последний, подношу к своим губам, потому что нет надежды, нету власти у меня тленные сберечь одежды убегающего дня, потому что чую снова, как, скрывая свой испуг, словно птица, бьется слово, вырывается из рук, чтоб в окно - и за террасу, в поле, в море, в города ускользнуть - и затеряться, затаиться навсегда, и лишь мир морочить, тонко и пронзительно звеня в млечном голосе ребенка, пережившего меня. КАК ОТДАТЬ? Я умная, любимая. Пишу хорошие слова. Читаю книги. Живу - не надышусь, не насмеюсь, не наживусь. Живу и не старею. И вот такая, я иду вперед. В лицо мне ветер и мороз - вперед! Упругим шагом по снегу - вперед... А девочка горбатая - навстречу. Я умная, красивая, смотрю веселыми влюбленными глазами на старенькое, нищее лицо, еще не понимая, что случилось. Но мне навстречу - жалкие глаза, ее больные, тихие глаза, все знающие, древние глаза - в мои глаза. Но что же вы хотите? Зачем вы боль вливаете в меня, пронзительную боль - своим вопросом, пронзительным, как крик? Зачем вам я? Я ничего тут не могу поделать. Вот если б я могла тебе - возьми! Отдать все, чем богата я, - возьми! Возьми всю радость, и любовь - возьми! Возьми! - Я сразу выстрою другую. Но ни к чему наш странный разговор. Ты б и хотела взять, но ты не можешь, а я хочу и не могу отдать, и мы с тобой расходимся навеки. Но я иду все дальше, все вперед! Без красоты, без чуда, но вперед! Никто меня не любит - но вперед! Без молодости, без судьбы, без веры я, ставшая тобой, иду вперед… * * * Юлию Даниэлю Я боли больше видеть не могу: позволь, остановлюсь, позволь, устану. Плыви, мой друг, плыви, а я отстану. Плыви - я посижу на берегу. Плыви по морю боли, милый друг. Позволь, усну. Позволь, глаза закрою, позволь, умру. Позволь, в песок зарою я голову, и пусть оглохнет слух. У серых стен я молча посижу. Плыви, мой друг, плыви по морю боли. Не оглянись - и выплывешь на волю, а я тебя глазами провожу. Не чаю я, как душу мне спасти. Отчаянье отваге не помощник. Прости меня, что в этот час полнощный я шлю тебе последнее прости. Плыви - а я опять вернусь на круг. Плыви - не мне учить тебя неволе, так срамно мне, но я не в силах боле. Плыви по морю боли, милый друг! 1965 НЕ Я Ю.Д. Нет, то была не я, не я! Не я глазами колдовала, не я губами целовала, не голубок и не змея, и не своя и не твоя... И вновь - не я, опять - не я, под стук колес, на жестком ложе, за молодой немудрой ложью боль и погибель затая, не я, клянусь тебе, не я! Не я открыла дверь - беде с нечеловеческою мордой, не я была в те годы мертвой и ожила невемо где, не я, не я, из года в год, - с другим лицом, с другой судьбою - женою, матерью, сестрою перебывала в свой черед, не я в веселые моря бросала радость и усталость... Чудная жизнь вдали осталась, чужая чья-то, не моя. Гляжу, на локоть опершись, дивлюсь, волнуюсь, протестую... В свою не верю, прожитую, еще не конченную жизнь. 1971 ВСЕ БУДЕТ ЗАВТРА... Все будет завтра, верь мне! Завтра. Все будет завтра, продержись! Погожий день, и полный закром, и замечательная жизнь. Все будет завтра по порядку, чему-нибудь да помолюсь. Я завтра сделаю зарядку, водой холодной обольюсь. Я завтра одолею леность и что в кармане ни гроша, я понаряднее оденусь, и люди скажут: "Хороша!" И завтра труд мой многопудный окончен будет сам собой, и завтра друг мой многотрудный придет, здоровый и живой... И неужели хватит духу у злой судьбы, у бытия убить счастливую старуху, которой завтра буду я? * * * Ведь что вытворяли! И кровь отворяли, и смачно втыкали под ногти иглу... Кого выдворяли, кого водворяли... А мы все сидим, как сидели, в углу. Любезная жизнь! Ненаглядные чада! Бесценные клетки! Родные гроши! И нету искусства - и ладно, не надо! И нету души - проживем без души! И много нас, много, о Боже, как много, как долго, как сладостно наше житье! И нет у нас Бога - не надо и Бога! И нету любви - проживем без нее! Пейзаж моей Родины неувядаем: багровое знамя, да пламя, да дым, а мы все сидим, все сидим, все гадаем, что завтра отнимут? А мы - отдадим! 1975 БОРИСУ ЧИЧИБАБИНУ О милый брат мой, каторжник и неуч! О лучшее сокровище мое! Ни кесари, ни бедствия, ни немощь твое не перемелют бытие! Твои смешные, странные замашки я не отдам на справедливый суд: ведь у тебя бумажки есть в кармашке... Бумажки есть в кармашке - в этом суть. Дворцы и тюрьмы, города и веси, все ихнее величье и почет, - одна твоя бумажка перевесит, дух освежит, от духоты спасет. Твоя казна - особенного рода: за непорядок твой, за неуют, за твой глоток шального кислорода - в стране моей свободу отдают. Ах, все на свете знаем и опишем: что плоть у нас слаба, а дух раним, и чудо, что еще покуда дышим на родине мы воздухом родным, что в Божьей воле - Божие творенье, слова - и те не вечны, и т.п. Пусть выживет мое стихотворенье, мое стихотворенье о тебе. * * * Одна любовь - и больше ничего, одна любовь - и ничего не надо. Что в мире лучше любящего взгляда? Какая власть! Какое торжество! Вы скажете: "Но существует Зло, и с ним Добро обязано бороться!" А я вам дам напиться из колодца: любовь и нежность - тоже ремесло. Любовь и нежность - тоже ремесло, и лучшее из всех земных ремесел... У ваших лодок нет подобных весел, и поглядите, как их занесло! "Увы, мой друг, - вы скажете, - как быть? Любовь - и слабость или злость - и сила?" Кому что надо и кому что мило! Вам - драться, им - ломать, а мне - любить! А мне - во имя Сына и Отца, во имя красоты, во имя лада... Что в мире лучше любящего взгляда? И только так, до самого конца! * * * Борису Чичибабину А прошлое, как старый дом. Там было холодно и тесно, но все привычно и уместно, расставлено, хоть и с трудом. Но близок новый переезд: вот-вот, с недели на неделю... А скарб все ветше, груз тяжеле, все меньше на повозке мест. Друг милый, потеснись слегка, ведь что упало, то пропало. Теперь поедем, как попало, теперь дорога коротка. Не плачь! Одна у нас беда, что все ломается, все бьется, и вовсе в руки не дается, и ускользает навсегда. Не плачь! Мы легкою стопой пройдем пешком пути остаток, нагие с головы до пяток, зато... Ну, плачь... Ну, Бог с тобой.. РАЗГОВОР И говорит она - Ему: - О Боже! Там худо ль, хорошо ль, а век мой прожит. Вот я перед тобой, одна, в моей норе, Пусти меня домой, позволь мне умереть! - Где ж музыка твоя? - А это знаешь лишь ты один, а ты - не повторяешь. Ах, если бы та музыка звучала, то это бы, наверно, означало, что все сначала можно начинать... Пусти меня, мой Боже, ночевать! - Где твои дети? - Сами по себе... Ты ж знаешь, А и Б сидели на трубе, а после А упало, Б пропало, труба всему, как сроду не бывало. Прости за то, что их любила я сильней себя и больше, чем тебя... - А если б снова - снова б то же было?.. - Я этого, мой Боже, не забыла. - А где же все твои ученики? - Разбросаны они и далеки: пошли им впрок ли, нет ли - те уроки - узнать об этом не настали сроки: все к лучшему - хочу я, чтоб до дна с тобой сегодня я была одна. - А где ж друзья? - Да там же, где и я: состарились они, мои друзья, и каждый так: ушел в свои химеры, в которых ни один не знает меры, и нет в них места больше никому, поэтому всяк - лишь в своем дому, а было время... - Да, но все же - было! - И этого я тоже не забыла! Вообще, я не забыла ничего, но жаль мне здесь - лишь мужа моего, опять же, он ли, я ли, а наверно, ведь надо же кому-нибудь быть первым, так лучше я... О, Господи, прости и отпусти, вернее, пропусти... И был ей Голос, и сказал Он Слово: - Готова ты уйти иль не готова, про то не можешь знать ты: до конца я ни пред кем не открывал лица. Пока живи...