Микки Вульф
"ТУТАНХАМОНА ВИДЕЛ Я В ГРОБУ..."
(Савелий Дудаков, "Ленинъ как мессия". Иерусалим, 2008)
"Увы, на мою кончину небо не взирало со скорбью. Я и сам едва заметил ее. Помню, стояли морозы, но в Горках дров не жалели. Мне одиноко, но так было всегда. Возвращаться некуда, да и тогда, в апреле, может быть, тоже не стоило. Вечность безвозвратна, как эмиграция. Лунная лодка плывет - сама себе парус, я сплю сном титана, и постепенно все вокруг исчезает. Похоже, что объекта без субъекта действительно нет, тут я дал маху. Но электрон, слава Богу, неисчерпаем".
Так заканчивается мое, назовем его, эссе "Лунный Ленин, Ульянов лунный".
Я поставил точку, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это многоточие. Подобно этому и электрон, стоит взглянуть на него в лупу, оказывается действительно неисчерпаем, о чем свидетельствует в "Приложении 4" Михаил Рот, профессор физики Иерусалимского университета. Зачем оно при этой книжке - ума не приложу, но, вероятно, затем, чтобы показать: он готов был всем дать по рукам, хоть Маху, хоть Авенариусу.
Есть и еще три приложения, в том числе одно письмо профессору А.Черняку и два оправдательных письма - профессору М.Голубовскому. А вообще эта книжка называется "Ленинъ как мессия" и при всей ее двусмысленности отвечает на вопрос: как автор, Савелий Дудаков, доктор наук и проч., относится к Ленину?
Автор предисловия, Арон Черняк, ученик А.М.Зайончковского, действительный член Международной Академии Информатизации*, считает, что ответ остроумный: "Как ИСТОРИК он убежден: Истина всегда находится ближе к одной из сторон, но никак не в золотой середине. Как ШАХМАТИСТ он оценил: семь против трех в пользу Ильича".
О, чары очаровательных прописных! О, Ильич, как давно я о тебе не слышал!
Впрочем, он тут же поправляет и автора, и себя: "следует остаться в сфере четных цифр, а потому: шесть против четырех в пользу Ленина".
Вырываясь из этой сферы то ли шахматного, то ли стариковского столоверчения я сразу объявляю: ноль против миллионов, прямо или косвенно убитых Лениным.
Чтобы закончить с предисловием, возьму оттуда еще пару цитат.
Скажем, речь идет о химике В.Н.Ипатьеве (1867-1952), который был в дружеских отношениях с Лениным, что не помешало ему в начале 30-х годов, опасаясь ареста, не вернуться из зарубежной командировки. А.Черняк по этому поводу пишет: "Так Россия при сталинском режиме потеряла великого ученого -
никогда этого не произошло бы при жизни Ленина" (здесь и далее курсив мой! - М.В.). Как будто не Ленин создал ЧК и систему концлагерей. А "философский пароход", вернее, пароходы - "Обербюргермейстер Хакен" и "Пруссия", отправившиеся 29-30 сентября 1922 г., были при ком - при Николашке? А письмо Ленина к Л.Б.Каменеву и И.В.Сталину с предложением "…уволить
(а это как минимум значило оставить без пайка, то есть заморить голодом и их, и близких) 20-40 профессоров обязательно. Они нас дурачат". И разговор был не о философах - о профессорах МВТУ.
Мне могут сказать, что это были непримиримые враги Советов. Но вот отчет об этом событии из статьи М.Осоргина: "Все-таки в одной бумажке оказалось изложение нашей вины: "нежелание примириться и работать с советской властью". Думаю, что по отношению к большинству это обвинение было неправильным и бессмысленным. Разве подчиниться - не значит примириться? Или разве кто-нибудь из этих людей науки и литературы думал тогда о заговоре против власти и борьбе с ней? Думали о количестве селедок в академическом пайке!"
Отчего Ленин и сказал: "На деле это не мозг нации, а говно" (письмо А.М.Горькому от 15 сентября 1919 года. ПСС, 1978 г., т. 51).
Впрочем, не только мозг нации. "Недоверие к людям, то есть критическое отношение к ним, действительно было характерно для Ленина, руководившегося в жизни принципом Робеспьера: "Основная добродетель гражданина есть недоверие" (из предисловия А.Мартынова к книге Л.Мартова "Записки социал-демократа").
Кстати, несколько ниже А.Черняк рассказывает о существовании различных форм связи между Лениным и Робеспьером: "человеческой, психологической, нравственной и др." - о связи по количеству зачумленных и замученных он умалчивает. Впрочем, похоже, что она относится к "и др." - не относить же ее к нравственной связи. "…Со времен Робеспьера, - пишет он, - прошло более 200 лет, но во французской, а также и в других историографиях, продолжаются жестокие "споры о Робеспьере". В России они развивались выдающимся историком А.З.Манфредом, - и замечает на голубом глазу, -
защитником Робеспьера". Как будто при Сталине и его наследниках (а Манфред издавался именно в это время) можно было быть его обвинителем!
Наконец, А.Черняк ставит "вопрос: "БЫЛ ЛИ СТАЛИН ФАТАЛЬНОЙ НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ ЛЕНИНИЗМА?" Именно ныне это главное обвинение в адрес Ленина. Полагаем (множественное число для скромности. - М.В.), что С.Дудаков практически ответил на него ОТРИЦАТЕЛЬНО - и, очевидно, это главное в его книге".
Но, помимо того, что этот "грозный вопрос" элементарно безграмотен, автор книги вообще его не ставит. Просто счет 6:4 делает желательным отрицательный ответ на него. Скажем, Сталину приписываются слова: "Лес рубят - щепки летят". Так вот - не он их придумал. Еще в "Очередных задачах Советской власти" (апрель 1918 г.) Ленин писал: "Пусть моськи буржуазного общества... визжат и лают по поводу каждой лишней щепки при рубке большого старого леса". Увы!
Впрочем, есть и ура, как написал бы М.Юдсон. А.Черняк приводит высказывание Ф.Энгельса: "Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что сделали, что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории…" И комментирует: "Представляется, что в последние годы жизни Ленин стал подпадать под действие ситуации, которую обрисовал Ф.Энгельс…"
Вот теперь перейдем к самой книге. В ней столько нового материала и непосредственных замечаний самого автора, что, не будь она такой плохой, ее можно было бы назвать очень хорошей. Это, я бы сказал, очередная известная мне маленькая Лениниана. После Венедикта Ерофеева, который, впрочем, написал свою давно (в 1988 г.), но так элегантно, будто был со вчерашнего бодуна…
Начнем с очень странного подзаголовка: "Ульянов. Знакомый незнакомец.
Поэма будущего".
Возможно, это о внешности героя?
А.Н.Наумов, последний министр земледелия царской России, соученик Ульянова по гимназии, описывал ее так: "Маленького роста, довольно крепкого телосложения, с немного приподнятыми плечами и большой, слегка сдавленной с боков головой, Владимир Ульянов имел неправильные - я бы сказал некрасивые черты лица: маленькие уши, заметно выдающиеся скулы, короткий, широкий, немного приплюснутый нос и вдобавок большой рот с желтыми, редко расставленными зубами.
Совершенно безбровый, покрытый веснушками, Ульянов был светлый блондин с зачесанными назад длинными, жидкими, мягкими, немного вьющимися волосами…"
В.Поссе пишет в воспоминаниях о 1902 г. "Уже тогда у него была очень солидная плешь, обнажавшая хорошо вылепленный череп с остатками рыжих волос". "Два лица, - как гениально выразился шестилетний отпрыск ленинских знакомых. - Одно спереди, другое сзади".
А вот взгляд писателя А.И.Куприна (встреча произошла 25 декабря 1918 года): "…У него странная походка: он так переваливается с боку на бок, как будто хромает на обе ноги; так ходят кривоногие, прирожденные всадники. В то же время во всех его движениях есть что-то "облическое"**, что-то крабье…
Ленин совсем лыс. Но остатки волос на висках, а также борода и усы до сих пор свидетельствуют, что в молодости он был отчаянно, огненно-красно рыж… Разговаривая, он делает руками близко к лицу короткие тыкающие жесты. Руки у него большие и очень неприятные: духовного выражения их мне так и не удалось поймать. Но на глаза его я засмотрелся. Другие такие глаза я увидел лишь один раз, гораздо позднее… Лишь прошлым летом, в зоологическом саду, увидев золото-красные глаза обезьяны лемура, и сказал себе удовлетворенно: "Вот, наконец-то, я нашел цвет ленинских глаз".
Александр Федорович Ильин, брат Ф.Ф.Раскольникова. "Ленин: абсолютно невзрачная внешность, несколько хрипловатый голос и "привычка часто причмокивать в конце фраз".
Теперь мы знаем, что, оказывается, было и другое, не слишком восторженное мнение о его экстерьере.
Кстати, насчет изображавших его. С.Дудаков проявляет строгую пристрастность к его мастерам, оставаясь безумно снисходительным к главному герою.
Про писателей я не говорю, тут почти все ясно.
"Футуристы и прочие "с радостным ржанием устремились в конюшню имени товарища Луначарского, где им была приготовлена "обильная кормушка", по выражению М.Арцыбашева. Он же пишет: "Велика и обильна литературная проституция". Ну, и сам такой.
С.Дудаков упоминает про Исаака Израилевича Бродского, про которого уже один из бывших футуристов выразился так:
"И его рисуют
и Бродский, и Репин".
"Исаак Израилевич Бродский (1884-1939) был блестящим портретистом. Понятно, что вполне беспринципным. Рисовать Императорский Государственный Совет вместе с Репиным и Кустодиевым - пожалуйста. А потом - всех одиозов вплоть до наркома К.Е.Ворошилова. И в промежутке - и самого А.Ф.Керенского". И дальше следует записка А.В.Луначарского: "Дорогой Владимир Ильич! Податель сего, художник Бродский, один из талантливейших артистов кисти нашего времени, хочет сделать с Вас портрет… С точки зрения этической (? - С.Д.) и политической художник Бродский заслуживает полного доверия…"
"Эскизы (к красноармейской форме) делал, если не ошибаюсь, Аполлинарий Васнецов, знаменитый художник". Этот напрямую выполнял заказ. Но вот что вспоминает хорошо знавший его Александр Бенуа: "Весь он был, как "красная девица": поминутно краснеющий, робкий и в то же время доверчивый и удивительно наивный. В целом он производил необычайно милое впечатление".
"Натану Альтману был выписан пропуск в Кремль: "Тов. Альтману, скульптору Владимира Ильича…" Юрий Анненков - впрочем, о нем долго.
"Сразу после смерти Ленина, в 1924 году, появилась, так сказать, адаптированная редакция Нового Евангелия для детей: "Детям о Ленине", с кратким текстом и иллюстрациями такого крупного художника, как Борис Кустодиев".
Как мы имеем убедиться, с точки зрения этической - и тут знак вопроса совершенно необязателен - все были хороши.
Его, Кустодиева, уже поминали. И притом в нехорошем контексте. Но он был действительно крупный художник. Я открыл в интернете его работы. Не "Новое Евангелие", а те, которые про русских Венер (1926-й, за год до смерти), про купчих - "Купчиха за чаем" (1918), "Купчиха" (1918), "Купчиха с зеркалом" (1918), "Купчиха и домовой" (1922) - даты никому ни о чем не говорят? - а потом мне открылось картина "После грозы" (1921): село, холмы, река, голубое небо без единой тучки, женщины убирают снопы, коровы пасутся на лугу, горит дом на вершине холма, горит радуга над рекой и, словно ее отражение, тропинка в долине. Он, видно, думал, что уже обошлось, миновало. Но вот картина 1920 года: большевик идет по толпам с красным знаменем и с лицом безумного Ленина, и он красный,
рудый, рыжий, рыжий!..
Нет. Хотя вполне незнакомый знакомец, но на
поэму будущего он не тянет.
Может быть, речь идет о его, так сказать, внутреннем содержании?
Тот же А.Н.Наумов описывает грядущее "Ульянова-Ленина, сумевшего в 1917 году выхватить из рук безвольного Временного правительства власть, в несколько лет путем беспрерывного кровавого террора стереть старую Россию, превратить ее в СССР-ию и произвести над ней небывалый в истории человечества опыт - насаждения коммунистического строя на началах III-го Интернационала. Ныне положен он в своем нелепом надгробном Московском мавзолее на Красной площади для вечного отдыха от всего им содеянного…
Наследство оставил Ульянов после себя столь беспримерно-сложное и тяжкое, что разобраться в нем в целях оздоровления исковерканной сверху донизу России сможет лишь такой недюжинный ум и талант, каким обладал отошедший ныне в историю гениальный разрушитель Ленин…"
Бездарный, зато с революционными, раньше Ленина, замашками поэт Аполлон Аполлонович Коринфский "семь лет, волею судеб и в силу землячества учился в одном классе с В.И.Ульяновым". В письме поэту Дрожжину в 1921 году он меланхолически сообщает: "…не пишу почти ничего, совершенно придавленный и растерзанный в клочки проклинаемой всеми жизнью при современном архинасильническом режиме".
А ведь подумать только: это тот самый Ульянов, который, "гуляя даже во время перемен… никогда не покидал книжки и, будучи близорук, ходил обычно вдоль окон, уткнувшись в чтение", тот самый, который получил медаль "с изображением Афины Паллады по древним языкам" (обе цитаты из Наумова, вторая даже из двух), тот самый, который "читал Аристотеля и помнил, что музыка находится в известном отношении с моралью" (Р.И.Грубер. Всеобщая история музыки. М, 1960, т. 1), тот, наконец, которого Уэллс назвал "кремлевским мечтателем".
На это отвечает Б.Горев, один из первых социал-демократов, автор книги "От Мора до Ленина" (я все время по-фрейдистски хочу прочесть первую фамилию с маленькой буквы. - М.В.): "Ленин соединяет в себе глубокий революционный энтузиазм и даже фанатизм с холодным политическим расчетом, доходящим до последовательного применения принципа "цель оправдывает средства".
"Что там, - вмешивается автор, - что там Сталин и Маккиавелли - не только интеллект иной, но и величина приложенных сил!"
Да, подтверждает Борис Пастернак ("Сестра моя - жизнь". Из автобиографических записок): "…ОН с горячностью гения, не колеблясь, взял на себя ответственность за кровь и ломку, каких не видел мир, ОН не побоялся бросить клич к народу, воззвать к самым затаенным и заветным чаяниям, ОН дал морю разбушеваться, ураган пронесся с его благословения".
И снова автор не удерживается: "Небольшой эвфемизм: страшные слова об обращении к самым низменным инстинктам народа вызывают озноб".
Что не мешает ему пококетничать: "У Ленина, любимого вождя всего живого и сильного в сегодняшней России, татарский тип лица, и он безусловно, не еврей" (Г.Уэллс. "Россия во мгле". М., Политиздат, 1959, с. 43).
Если бы писатель знал правду, что б он написал тогда?"
В интернет-журнале "Заметки по еврейской истории", № 3 (106), февраль, 2009, помещена рецензия Георгия Никифоровича, живущего в США, под названием "Ленин, Троцкий, Дудаков…"
Приводится и объяснение этому названию. В первом издании "Тихого Дона" была, оказывается, казачья песня:
"Ленин, Троцкий, Дудаков
Нас стравили, дураков…"
Советская цензура потом сняла ее, из-за Дудакова, конечно. Попутно Г.Никифорович замечает: "Герой песни, хорунжий Павел Дудаков, организатор антисоветского восстания казаков Хоперского округа, вряд ли имеет отношение к д-ру Дудакову, но кто знает - вдруг и у него удастся раскопать еврейские корни?"
Рецензия очень дельная, и ее надо читать отдельно и с удовольствием. Но последняя фраза стоит многого. Г.Никифорович подробно останавливается на характерной особенности автора, усердно занимающегося "генеалогией деятелей русской истории и литературы, подчас обнаруживая удивительные еврейские корни". "Больший подарок российским антисемитам, чем подобные рассуждения доктора Иерусалимского университета, просто трудно себе представить".
И он прав. Я заглянул в интернет и с ходу обнаружил сайт "Общесоюзного движения 17 марта" (сплошь красное). Создатели сайта дают и книгу Дудакова, и отрывок из доклада "Ленин как мессия", только просят зарегистрироваться, а иначе - не пускают. То есть зарегистрироваться у них. Я не стал.
Чего, в сущности, хочет Савелий Дудаков? Доказать, что Ленин, этот "бек" (так называли большевиков, в отличие от "меков"; мне недаром снились б-ки и м-ки), с ног до головы в крови есть мессия? Может быть, только с приставкой "лже-".
В.Поссе: "Обещание поставить гильотину на Казанской площади стоит в тесной связи с обещаниями, данными Плехановым и его сторонниками на съезде РСДРП в 1903 году, разогнать русский парламент через две недели, если состав его не будет соответствовать интересам Социал-Демократической Партии, или, напротив, сделать его бессрочным, если состав его будет этим интересам соответствовать, лишить буржуазию избирательных прав, ограничить свободу слова, не считаться с неприкосновенностью личности…"
Он сохранил империю? Это да. Вот свидетельство великого князя Александра Михайловича, а не какого-нибудь сменовеховца: "…фактом остается то, что… Советы вынуждены проводить чисто национальную политику, которая есть не что иное, как многовековая политика, начатая Иваном Грозным, оформленная Петром Великим и достигшая вершины при Николае I". Но зачем тогда надо было ее разрушать?
Впрочем, автора это устраивает. Он пишет: "Но я, в свою очередь, готов предсказать создание новой империи от Карпат до Тихого океана. Это было всегда… Будущее за империей". Больше того, говоря о Брестском мире, он констатирует, что "возникшая из Версаля Польша оказалась "виновницей" Второй мировой войны". Нормальный советский империалист, этот С.Д., только непонятно, как с этим быть в Израиле.
Ленин ввел НЭП "всерьез и надолго" - но какого черта тогда он разрушил капитализм? Зачем бросил лозунг "Грабь награбленное", зачем посылал продотряды?
Зачем вообще было все это?
"Как бы наперекор старому афоризму: "из сердца исходят помышления", у революционеров этого типа ум ужасно непреклонный, а сердце чрезвычайно приспособленческое" (предисловие А.Б.Петрищева к биографии В.Г.Короленко. М.1922).
Что там ни говори, это именно про него - он приспосабливался ко всему. Он был "трупоноша" и только в этом смысле он был героем "поэмы будущего". И я знаю, как она будет называться: "Ейтихиология ("наука о счастье в коммунистическом строе").
"Читатель, даже не историк, который касается томов Ленина и некоторых документов, опубликованных в последние два десятилетия, ошарашен: они наполнены кровью: "террор, расстрел, высылка, арест" и т.п."
Это сам Савелий Дудаков.
7:3? 6:4? Ах, я понимаю: он играл в шахматы…
Ф.И.Шаляпин: "…Я не знал, что такое Ленин. Мне вообще кажется, что исторические "фигуры" складываются либо тогда, когда их ведут на эшафот, либо тогда, когда они посылают на эшафот других людей. В то время расстрелы производились еще в частном порядке, так что гений Ленина был мне, абсолютно невежественному политику, мало еще заметен".
Как не хватает С.Дудакову этой иронии!
А между тем ее здесь полно.
Он приводит цитату из Есенина, из поэмы "Ленин":
"Народ стонал, и в эту жуть
Страна ждала кого-нибудь…
И Он пришел…"
Автор комментирует: "Страна ожидает Мессию - он приходит, и народ идет за ним".
Да Бог с вами! Тут не Мессию надо вспомнить, а Пушкина:
"Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь,
И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!"
("Евгений Онегин", гл. 3)
А вместо этого автору вспоминается (совершенно без улыбки) вот что: "Между прочим, совсем мало известно, что 17 декабря 1917 года норвежские социал-демократы предложили норвежскому комитету, ведающему ежегодным присуждением Нобелевской премии мира, выставить в качестве кандидатов… Ленина и Троцкого! Им было отказано по формальному поводу в связи с опозданием с подачей документов" (Лорд Берти. "За кулисами Антанты. Дневник британского посла в Париже, 1914-1919". М.-Л., 1927).***
Новость, однако, пикантная. Тенденция, однако. Поэма будущего…
* Так он сам себя рекомендует в своих сочинениях. Тут случай, наконец, сообщить, что Международная Академия Информатизации, по данным Википедии, была создана на основе МосГорСправки (так в тексте. - М.В.) в 1990 г. По тем же данным, она подвергается резкой критике ряда представителей научного сообщества. Ее обвиняют в пропаганде лженауки, продаже дипломов "академиков", присвоении без должной проверки научных достижений соискателей ученых степеней, не признаваемых официальными структурами. Известными членами академии являются Григорий Петрович Грабовой, обещающей своим адептам бессмертие и воскрешение умерших родных; Вячеслав Михайлович Бронников, создатель метода видения с закрытыми глазами; Константин Павлович Петров, председатель Центрального Совета Концептуальной партии "Единение", и Григорий Эммануилович Лучански, крупный международный предприниматель.
** От латинского obliquus (военн., уст.) - обходное, не фронтальное.
*** Я хочу поблагодарить Савелия Дудакова за большинство сведений и цитат, взятых из его книги, приложений и примечаний к ней. Замечу напоследок, что если уж называть книгу "Ленинъ...", то и "как" надо бы написать с твердым знаком, и "мессию" - через десятеричное "i" - "мессiя". Но это уже - к редактору (автор может быть и безграмотным).