Михаил Юдсон
ПЯТЬ ЧУВСТВ ВРЕМЕНИ
Ирина Маулер. Вишневое время. Тель-Авив, 2009
Книга сия обладает, словно некое цветущее живое существо, пятью чувствами - это и есть ее пять разделов, ветвей: "Время", "Двое", "Москва", "Иерусалим", "Песни" - и все они растут на одном стволе. Тексты о времени образуют замкнутое поэтическое пространство, а раздел "Двое" рисует мир как расширяющуюся Вселенную Любви.
Время у Маулер пластично и разноцветно: "Растянуться на времени, как на пляже, подтянуться на времени, дотянуться..." Поэту сроду имманентно стремление остановить мгновенье, сохранить зыбкую красоту от исчезновения в яме "время". Поэтому для Ирины время - то "колокольчик цвета синего" (по ком звонит, донн, донн), то "отражение ромашек желтых" (любит - нечетно, но счастливо), у него вкус соленого пирога и запах моря.
Стихи делаются всяко-разно - иногда сочинитель выкладывает строки по кирпичику, а порой потворствует вдохновенной (диктуемой сверху) стихии. У Ирины расчисленность плюсуется с руахом стиха: "все равно - все равно расставанию, умножению множеств на ноль". Читаешь - будто рассматриваешь удивительные, яркие полотна. На холстах страниц краски нечувствительно сливаются со звуками и возникает проникновенная поэтическая цветомузыка. Цикл "Двое" усиливает восприятие вдвойне. Здешние стихи, отринув вечное верчение тяжких жерновов жизни, свободно и просветленно парят над повседневностью, там воистину "обнимаются радость и грусть", а по улице лета "подуло печалью и дождик случайный легко моросит".
Следующие две поэтические главки - "Москва" и "Иерусалим" - можно тоже назвать "Двое". Два этих города живут в душе поэта - Ирина молится Иерусалиму и вспоминает Москву с ее осенними бульварами, где листопад заметает прошлое и "запах сожженной листвы проникает под кожу". Ирина Маулер пишет о нашей раздвоенности, о неизбежности иерумосковской ностальгии - пусть даже можно "слегка вернуться", слетать на неделю в канувшее.
Эмиграция - это не экскурсия, это - Судьба: "Я сама себя пересадила в этот зной, я сама от себя отпустила башен звон". Но тут же из снежного гула московских колоколен выплывает дрожащее марево горячего воздуха над иными башнями - и возникает Иерусалим: "Камень белый, а рядом шиповника куст…"
Завершают сборник "Песни". Это совершенно особый жанр - ведь тексты авторских песен, лишенные музыки, часто напоминают рыб, выброшенных на берег, с иссыхающими жабрами (недаром в понятии "барды" упрятаны рыба и дар). Но у Маулер песни настолько поэтичны, этак пронизаны музыкой звукописи, что, читая - слышишь, начинаешь разбирать ноты и подбирать мелодию. Это творчество очень светлое. Книга Ирины Маулер буквально заряжена солнечной энергией автора. Настоящая гелиобатарея в обложке! И мы радуемся этому свету.
Объявления: