Леонид Штильман
ВВЕДЕНИЕ В ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
(Только для взрослых)
Определение 1. Виртуальная реальность - это модель реального или воображаемого мира, которую можно воспринять зрительно в трех измерениях (ширины, высоты и глубины), способная дополнительно обеспечить визуально-интерактивные ощущения движения в реальном времени со звуком и, возможно, с осязательными и другими формами обратной связи.
Определение 2. Искусственный мир, созданный с помощью компьютерной техники и программного обеспечения и представленный пользователю таким образом, что он выглядит и ощущается как реальный.
Очевидно, что когда мы слышим о виртуальном мире, мы представляем себе лазеры, создающие весьма правдоподобные иллюзии, саунд-бластеры и специальные трехмерные очки. Мы представляем себе, как натурально выглядит дракон, шагающий мимо нас, как реалистичен на экране человек с нашим собственным лицом, и тому подобное.
В этих записках я буду использовать комбинацию слов "виртуальная реальность" в несколько ином смысле. Вместо попытки строго определить терминологию, я приведу некоторые примеры, которые разъяснят мой подход.
Давайте попытаемся прочитать мысли римского легионера, наблюдающего за жителями завоеванной Иудеи. Для римлянина мир был весьма прост и осязаем: война и любовь, "хлеб и зрелища". Даже боги были весьма вещественны - повсюду стояли их скульптурные изображения, их можно было потрогать и умилостивить.
Жители завоеванной Иудеи вели себя иначе. Для них их невидимый Бог с неопределимым телом (если оно вообще было) был более реален, чем эти истуканы. Жизнь Авраама или Йосефа была известна всем, и она была для евреев намного более реальна, чем жизнь императора Тита. Евреи могли обсуждать такие детали, как доспехи Голиафа, и эти доспехи были для них не менее реальными, чем доспехи римских гладиаторов на арене цирка в Кейсарии. Разве это не виртуальный мир?
В этом и в других примерах, которые может легко придумать читатель, не присутствуют никакие технические устройства. Достаточно лишь представить себе нечто, и этот воображаемый объект становится более реальным, чем действительность вокруг нас. Я не хочу даже пытаться определить, что "реально" и что "нереально", а предпочитаю продолжить изложение темы на примерах.
Для живших в XIX столетии телефон стал ярким примером иллюзии человеческой беседы. Белл, изобретатель телефона, предложил продать свой патент коммуникационной компании Western Union (эта компания существует до сих пор). Основной причиной отказа от предложения Белла явилось неверие управления Western Union в то, что люди будут готовы разговаривать друг с другом, не глядя собеседнику в глаза. Western Union не принял виртуальный мир телефона.
Другой пример - телевидение. На заре телевидения Франк Синатра отклонил предложение выступить по телевидению. Он рассматривал выступление "по ящику" как пренебрежение к своему статусу исполнителя. Синатра не принял виртуальный мир телевидения. Виртуальный мир телевидения был неприемлем для Франка Синатры, но cтал абсолютно общепринятым в наши дни.
Недавно подруга моей дочери, израильская девочка 14 лет, впервые побывала в США. Дочь наших соседей выходила замуж, и мы вместе с нашей гостьей были приглашены на церемонию в церковь. Я ожидал, что 14-летняя девочка будет взволнована участием в свадьбе. Однако я был неправ. Девочка объяснила мне, что, хотя она в первый раз в США и в первый раз в церкви, но она видела такой ритуал много раз во многих кинофильмах, и эта свадьба выглядела менее впечатляюще, чем те, которые она видела по телевидению.
Недавно я совершил путешествие в Эквадор, включавшее поездку в джунгли в районе бассейна Амазонки. Часть поездки была посвящена встрече с местными индейцами, которые живут вдоль реки Напа (приток Амазонки). Двигаясь в маленьком моторном каноэ вдоль узкой лагуны, мы проплыли мимо группы индейцев, среди которых была женщина, охотившаяся с копьем на рыбу. Все время поездки моя дочь, не отрываясь, смотрела видеоклипы на своем "Ipod". Видео на "Ipod" было ей намного интереснее, чем реальный индеец с реальным копьем.
Мне стало ясно, что действительность моей дочери отличается от моей, и не очевидно, какая действительность более реальна. Разве не верно, что мой реальный мир скучноват по сравнению с ее виртуальным миром? Дополнительное различие состоит еще и в том, что мой мир гораздо медленнее, чем мир моих детей. Действительно, средняя продолжительность фрагмента в семейном или романтическом кинофильме в 60-е годы была 33 секунды, в то время как средняя длительность кадра в современных триллерах около 5 секунд, а в рекламных роликах - 1,5 секунды. Не правда ли, индеец с копьем движется слишком медленно, как бы лениво?
Другое наблюдение - развитие образования в течение последних 30-50 лет. Сравнение современной контрольной работы в средней школе с контрольными работами учеников средней школы 30-50-летней давности показывает, что современные экзамены сосредоточены на решении большого количества простых задач, в то время как старые тесты были сосредоточены на небольшом количестве относительно сложных задач. Фактическое соревнование между студентами все меньше и меньше состоит в понимании предмета; скорее оно сводится к быстрому поиску рецептов, данных в классе, или к соревнованию на скорость в распознавании образов. Я могу привести много примеров в поддержку моего утверждения, но ограничу себя примером преподавания биологии в средней школе без предварительного курса органической химии и, фактически, без знания химии вообще. Во время экзамена школьникам дали структурные формулы разных составов и попросили различить компоненты, которые могли бы быть частями ДНК. Ученики еще понятия не имели о связях между C и H, они еще не имели понятия, почему одна из компонент относится к органическим кислотам, но во время теста им дали одну минуту на каждую задачу, и они решили их прямым распознаванием образов, полученных в учебном процессе. Такая контрольная работа фактически проверяет визуальное распознавание образов, и вместо углерода и водорода они могли бы с таким же успехом использовать иероглифы инков. Можно раскритиковать такое образование как неглубокое, но надо признать, что в наше время действительно большинство людей не понимает досконально, чем они занимаются в течение своего рабочего дня, и для большинства из них скорость в распознавании образов в самом деле важнее глубокого понимания предмета. Ясно, что такое образование не подходит для будущего физика или инженера-исследователя, но история учит, что истинные поэты своего дела рождаются сами по себе, и нет необходимости обучать будущих поэтов писать стихи в средней школе. Более того, я бы не стал волноваться, что такое образование станет препятствием для появления будущего Эйнштейна. Я бы назвал такой подход виртуальным образованием: школьникам преподают не предмет, а скорее терминологию предмета, и действительно обучают быстрому распознаванию и манипулированию образами. Здесь, как и в вышеупомянутом обсуждении кинофильмов, мир глубоких размышлений и решений, основанных на прочной цепи логических выкладок, является слишком медленным для учеников современных средних школ. Мир виртуальных образов заменяет мир реальной науки.
В наши дни поднимается новая волна технологического виртуального мира. Это - так называемая "социальная сеть" или паутина знакомств. Так как не все наши читатели участвуют в таких сетях, я объясню, как устроены эти сети и почему они могут называться "виртуальным миром". Поскольку есть десятки, если не сотни, социальных сетей, и некоторые из них являются весьма обширными, я не буду делать обзор всей отрасли, а рассмотрю только самую популярную сеть: Facebook. Для понимания предмета я должен разъяснить некоторые технические детали, так как без них будет трудно понять, насколько мощными инструментами являются такие сети. Давайте начнем с начала: регистрация в Facebook. Присоединение бесплатное, - ваши друзья используют Facebook - почему бы и вам не попробовать? Вы регистрируетесь, у вас есть свое имя пользователя и пароль, и затем вам задают маленький вопрос: хотели бы вы, чтобы Facebook прочитал вашу электронную записную книжку и выяснил, кто из ваших друзей уже является членом Facebook? Естественно, вы отвечаете "да" - это как раз то, чего вы хотели - стать частью сообщества. Через мгновение ваша записная книжка прочитана, и Facebook спрашивает вашего разрешения послать электронное письмо вашим друзьям, членам Facebook. Конечно, я согласен! Почти немедленно вы начинаете получать подтверждения, что Ваши друзья рады, что вы присоединились к Facebook. С этого момента вы будете оповещены обо всех событиях, которыми ваши друзья захотят поделиться с вами: Моше только что посетил Назарет со своим сыном и послал вам фотографию своего двухлетнего сына на фоне святилища. Вы встретили Моше однажды три года назад на коммерческой встрече, вы не помните, как он выглядит, но вы - "друзья" на Facebook, и вы оповещены. Ваш друг Виктор присоединился к сообществу "любителей сыра" - людей, со знанием дела обсуждающих в сети новые сорта сыров, оповещающих друг друга о дегустациях и т.п. Вы оповещены о сырах, и вы даже приглашены на дегустации в вашем районе (помните - ваш домашний адрес скрыт от ваших реальных друзей, но не от Facebook).
Вот другое сообщение, от вашего прежнего босса: в данный момент он пьет кофе. Это - то, что называют "обратная связь в реальном времени" - в настоящее время кто-то отдыхает, кто-то занят, кто-то сдал IQ-тест и хочет оповестить всех своих друзей о результатах, и это делается в режиме реального времени. Теперь все, чем вы хотите поделиться - фотографии, видео, музыка, цитаты из книг, которые вы читаете, общества, к которым вы присоединились - открыты для виртуальных друзей. В то же время непосредственно от сайта и от ваших друзей поступает много заманчивых предложений - от предложения присоединиться к благотворительному обществу до предложения купить какой-то товар, от предложения участвовать в некоем мероприятии до предложения присоединиться к некоей интересной группе. Главная цель вышеупомянутых сообщений - увеличивать число ваших друзей, которые соответствуют анкете, заполненной вами при регистрации на сайте. Например, если вы - израильтянин 30 лет, работающий в области высоких технологий, Facebook может найти других людей с подобным профилем и спросить вас: "Знаете ли вы этого человека и хотите ли пригласить его в круг ваших друзей?" Из ваших собственных объявлений Facebook может придти к заключению, какой товар или услугу вам лучше предложить, к группе лиц с какими интересами вы захотите присоединиться и так далее. Например, сегодня меня спросили, хочу ли я добавить к списку моих друзей г-на Икс. Facebook нашел, что у нас есть четыре общих друга и предложил добавить и г-на Икс.
Внезапно ваш окружающий мир становится намного более красочным, чем до того как вы присоединились к Facebook. Действительно, давайте сравним ваши встречи (лицом к лицу) с вашими "реальными" друзьями со встречами в Facebook. Вероятно, вы не встречаетесь с каждым "реальным" другом каждую неделю. После "длительной разлуки" в течение двух недель, ваш друг расскажет вам два анекдота, опишет книгу, которую он читает, и кинофильм, который он посмотрел. Вы хорошо проведете время, выпьете любимый коктейль, но, по сравнению с Facebook, это скорее пустая трата времени. Почти каждый день один из ваших 200 виртуальных друзей о чем-либо сообщает. Вы чувствуете, как жизнь вокруг вас кипит - люди вступают в клубы, читают интересные книги, рождаются дети, и вам сообщают, каков их вес.
В то время как основная задача Facebook - это "себя показать и на людей посмотреть", другой веб-сайт Second Life делает как раз обратное. Вы - анонимный незнакомец, участвующий в приключениях в чужом мире. Давайте посмотрим, что случается с новичками в новом мире Second Life. Вы регистрируетесь, затем вы сгружаете программу на свой компьютер, выбираете свой визуальный образ, свой псевдоним (никаких реальных имен!) и попадаете в воображаемый мир. Вы видите на экране сад и озеро, и дома на горизонте, и вы - часть этого мира. Вы видите, как вы идете (через минуту вы забываете, что вы используете стрелки, чтобы идти - у вас есть ощущение, что вы действительно идете) и встречаете людей. Вы видите женщину, она начинает шевелить пальцами, как бы показывая, что она печатает. Она "говорит" с вами по своей собственной инициативе! Действительно, через минуту вы забываете, что это - только компьютерный чат и что привлекательная "компьютерная" женщина, говорящая с вами, может оказаться в действительности пожилым мужчиной. Вам кажется, что вот началось ваше свидание. Вполне возможно, впервые в вашей жизни женщина пригласила вас на свидание. Возможно также, что впервые (если она - действительно женщина) она почувствовала себя настолько смелой, что начала заигрывать с мужчиной спустя секунду после первой встречи. Вы возбуждены, но все же чувствуете, что настал подходящий момент, чтобы поискать более интересное занятие в воображаемом королевстве, и сообщаете ей об этом напрямик: "Я собираюсь присмотреться к ценам, и у меня нет времени на разговоры. Извините". Сколько раз в жизни вам хотелось оборвать свидание в самом начале (чтобы не тратить даже пяти минут), но вы чувствовали себя виноватым и сдерживались? Во "второй жизни" это возможно. Я чувствовал себя прекрасно, отвернувшись к местной выставке, в то время как женщина убегала. Местная выставка? Действительно, я увидел объявление о выставке фотографий и, щелкнув мышкой по двери, вошел в комнату с вывешенными на стене фотографиями. Вы можете посмотреть их бесплатно, либо можете купить их (сгрузить) по 20 центов за штуку. 20 центов реальных денег. В этом мире большинство вещей можно посмотреть бесплатно, но если я хочу купить галстук от Pierre Cardin, я должен заплатить. Слушайте внимательно: я покупаю виртуальный галстук за реальные деньги. Причина ясна: так же как и в реальной жизни - мой образ (или вы можете сказать - непосредственно Я), хочет быть более привлекательным. Кроме того, возможно, что в моей первой жизни у меня нет денег, чтобы купить такой галстук, и теперь сбывается моя давняя мечта - дорогой галстук. Поверьте, в моей второй жизни, так же как и в первой, люди обязательно заметят, что у меня есть дорогой галстук. Естественно, что я куплю этот галстук в магазине Pierre Cardin. Магазин расположен в доме в виртуальном мире, и Pierre Cardin заплатил реальные доллары, чтобы купить собственность в виртуальном мире. Понятно, что, анализируя продажи в виртуальном мире, они могут проверить потенциал своего продукта и предсказать продажи в реальном мире. Вы можете купить и продать частный остров в этом мире. Только те, кто платит вам хорошую арендную плату, могут держать там бизнес, и только те, кто платит за вход, могут посетить ваш воображаемый остров. Цена за такую эксклюзивную недвижимость может достигнуть сотен тысяч реальных долларов. Помните: ваша виртуальная подружка будет впечатлена, если вы пригласите ее на этот остров, и это может помочь вам превратить свое виртуальное свидание в реальность. Действительно, некоторые из романов в виртуальном мире плавно переросли в романы в мире реальном, и тысячи людей даже поженились (не виртуально).
Давайте сравним некоторые аспекты первой жизни с соответствующими аспектами в Second Life. Я покупаю на бирже акции компании Rio Pinto. Предварительно я читаю информацию об этой компании, которая существует в течение сотни лет. Компания разрабатывает природные ресурсы по всему земному шару, и я решил купить их акции. Через полгода я теряю 80% своих денег, так как цены на полезные ископаемые резко упали. Означает ли это, что шахты были закрыты или в 80% угля и стали никто теперь не нуждается? Отнюдь - это просто означает, что я играл в абстрактную игру под названием "Фондовый рынок" и участие в этой игре стоит денег. Я никогда не посещал шахты Рио Пинто, я никогда не видел их руководителей и не использовал непосредственно их продукты. Это - мое воображение. Точно то же случится с покупкой острова в Second Life. Игра будет стоить денег. Если я буду успешно управлять своими инвестициями в Second Life, это может быть даже выгодно. Для меня лично этот виртуальный остров и мои акции одинаково реальны.
Давайте рассмотрим другой аспект: ухаживание. Какова разница между началом романа при помощи старомодного письма и чатом в Second Life? Мне кажется, что мечты в Second Life намного более вдохновляющи! Один из аспектов виртуального ухаживания состоит в том, что процесс поиска партнера в виртуальном мире обычно принесет сотни ответов от лиц противоположного пола. Это создает сладкую иллюзию, что ваши возможности безграничны и вы не должны идти на компромисс. В "старомодной" жизни было бы большим успехом встречать каждую неделю новую кандидатку в партнерши. В виртуальном мире дюжина кандидаток в день - вообще не успех. Для некоторых людей этот бескомпромиссный поиск сам по себе становится захватывающим.
Каково же реальное положение дел? Мы обычно предполагаем, что лишь "физическое" - "реально", как секс, пища, а также участие в процессе производства как способе удовлетворить соответствующие потребности... Но я бы не стал спешить приходить к окончательному заключению по вышеупомянутому предмету. Действительно, я могу предположить, что возможно даже сегодня спроектировать систему, которая обеспечит глубокие сексуальные и чувственные ощущения, основанные на комбинации трехмерных кинофильмов, звуков и электромеханических (и даже пахнущих) раздражений наших эрогенных зон. Можно определить вышеупомянутую систему как устройство для "продвинутой мастурбации", однако, так как наши сексуальные отношения не всегда направлены к процессу воспроизводства, не так уж просто провести линию раздела между нормативными взаимоотношениями мужчины и женщины и сексом человека с машиной. Если продолжительность такого сексуального контакта и оргазма окажется более длинной и более сильной, можно не сомневаться, что все большее число людей двинется к человеко-машинному сексуальному удовлетворению...
Лишь пища, кажется, остается "реальной вещью", так как, по крайней мере по моему понятию, никто пока не собирается заменять вкус еды для гурмана электронным суррогатом. Я думаю, что на сегодняшний день вполне реально создать электронным способом вкус икры, дуврской камбалы или запах дубовой бочки. Соответствующая технология еще не востребована, и соответственно можно ожидать, что иллюзия вкуса лосося будет более дорогой (на сегодняшний день), чем реальный лосось. Однако я могу предположить, что в будущем мы будем потреблять безвкусное количество калорий и витаминов, придавая по желанию различный вкус этой пище.
Звучит фантастически? Вовсе нет. Под эгидой лозунгов "зеленых" все больше и больше государств в красивейших уголках земли (например, Бутан) накладывают ограничения на количество туристов и, тем самым, делают себя доступными только для богатых людей (которые фактически и составляют основную часть всех "зеленых" организаций). Этот процесс вынудит средний класс любоваться красотами природы в виртуальном мире (помните "Клуб кинопутешествий"?). То же самое может случиться с пищей и сексом: богатые продолжат есть реальную икру и жениться на красотках, в то время как бедные будут заменять секс с менее привлекательными настоящими партнершами на секс с виртуальными красавицами. Даже на сегодняшний день в промышленном или сельскохозяйственном производстве занято меньшинство населения, в то время как большинство служащих в США смотрит в экран компьютера, а не работает в сталелитейной промышленности и не выращивает пшеницу. Большинство людей уже в течение всего рабочего дня не находятся в реальном мире.
Мы можем попытаться предположить, какое направление Second Life или Facebook выберут в будущем, но, как правило, попытки угадать точный путь развития технологий и предсказать, кто будет победителем, не бывают успешными.
Цель этого эссе другая: показать, что мир личных отношений значительно изменился за последние десять лет. Это - эволюция, а не революция. Она началась с того момента, когда люди начали разговаривать друг с другом, не видя своего собеседника (телефон), и продолжается до настоящего времени, когда мы используем электронную почту, а не ждем почтальона, чтобы получить письмо от друга. С того момента, когда мы используем мгновенный обмен сообщениями (IM), блоги и SMS в режиме реального времени, а не ждем доставки электронной почты. На первый взгляд может показаться, что Facebook и Second Life абсолютно различны, но это не так. Оба продукта - это две различные формы замены встреч с глазу на глаз на коммуникации со многими друзьями одновременно в режиме реального времени. Слово "виртуальный" даже не совсем подходит к определению этих платформ, так как сегодня они становятся более реальными, чем те, которые являются "реальными" в глазах старшего поколения.
Это быстрое изменение в нашей жизни не означает, что люди будут избегать встреч с глазу на глаз, просто эти живые встречи станут скорее исключением, чем правилом. Жизнь людей, которые выросли на быстрых электронных играх, мультфильмах или образовательных кинофильмах, без сомнения отличается от жизни предыдущих поколений. В этом новом мире тоже есть место для любви, семейных отношений, друзей, но перед нами открывается путь также и в быстрый и захватывающий электронный мир.
Будет ли этот мир лучше? Ответ мы можем найти в Книге Екклезиаста, или Проповедника: "Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом" (Екклезиаст, 7:10).
Объявления: