Я прочитал с большим интересом в 149-м номере "22" статьи, посвященные Солженицыну. Статья Нины Воронель мне близка, понятна и интересно написана.
Русский народ в его сегодняшнем виде возник только в ХIV-ХV в. и действительно может считаться еще молодым. Я согласен и почти со всем, что Нина пишет в статье о А.Солженицыне, но в отношении книги "Двести лет вместе" у меня другое мнение.
Мне кажется, что, не отнимая всех заслуг ее безусловно великого автора, это книга антисемитская.
"Евреизация" русского общественного сознания - вот что по Солженицыну является главной причиной гибели России. Российская интеллигенция якобы усвоила еврейский взгляд на российскую государственность, что и привело ко всем бедам русского народа и государства. По Солженицыну, у русских не было повода для "абсолютной непримиримости к русской исторической власти, а у евреев был".
Во-первых, большой вопрос - действительно ли русская интеллигенция евреизировалась или она офранцузилась (онемечилась), что более соответствует действительности? Скорее всего, русская интеллигенция действительно слишком европеизировалась и оторвалась и от своего русского народа и от российской государственности, но в этом нет никакой вины евреев. Во-вторых, если даже русская интеллигенция действительно евреизировалась, то не вина в этом евреев, мало ли кто захочет евреизироваться, ведь евреи никак не могли применить силу. И, в-третьих, действительно ли евреизация интеллигенции могла быть причиной революции и гибели империи? И без евреев существовала огромная пропасть (дуализм культуры) между европеизированной русской интеллигенцией и русским простым народом, всем русским укладом жизни, российской государственностью, что, по-моему, и было настоящей причиной революции 1917 года и гибели Российской империи.
Солженицын винит евреев в гибели империи и всех бедах, которые пришлось перенести русскому народу в годы революции, гражданской войны, и советской власти. Причем он винит не только евреев, которые делали революцию, участвовали в гражданской войне на стороне красных или служили в ЧК. Он обвиняет всех евреев вообще и покаяния требует от всех. Так именно делают антисемиты. У них претензии не к конкретным евреям (Троцкому, Свердлову, Зиновьеву и др.), а к евреям вообще. "Вы, евреи, хитрые, изворотливые, корыстные и т.п., или вы, евреи, умные, ответственные и старательные, поддерживаете своих и т.п." Это уже "душок" антисемитский.
Как хорошее, так и плохое о евреях вообще я неоднократно слышал именно от заядлых антисемитов, которых на Украине, где я родился и долго жил, немало. Я не припомню, чтобы кто-то из евреев разгонялся помочь мне или тащил меня наверх только потому, что я еврей. И не помню, чтобы я, мои родственники или знакомые евреи помогали в чем-то таком особенном другим евреям. Если кому-то изредка и помогали, то это необязательно были евреи. (Видимо, мне не повезло на настоящих евреев.)
К несправедливому обвинению в адрес евреев можно добавить и утверждения Солженицына, что евреи не катали тачки и не строили Беломорканал, что евреи всегда и везде пристраивались на теплые места, всегда поддерживали своих и др. В сочетании с приведенными цифрами об огромном количестве евреев в ГПУ, КГБ и др. получается полный набор известных антисемитских мифов о коварных и зловредных евреях - губителях русского народа. Разве это не антисемитизм?
Все это Солженицын представил в форме якобы объективного научного исследования, в форме поиска истины. И эта истина почти полностью совпала с тем, что уже многократно говорилось всеми мастями черносотенцев и антисемитов. Своим огромным авторитетом Солженицын по сути легитимизировал все старые антисемитские мифы. Получается, что книга А.Солженицына "Двести лет вместе" не такая безобидная. Но, видимо, эта книга и ее антисемитская направленность является следствием глубокой укорененности и верности Солженицына русской (русско-московской) культуре, которая, по-моему, характеризуется, кроме антибуржуазности и великодержавности, еще и унаследованным антисемитизмом.