ИГРА Среди моих забот есть некая игра; на первый, беглый взгляд она - игра без правил. Но сложный, строгий мир таит ее кора - я даже для себя устав ее составил. Заняться той игрой не в силах детвора: игра стеклянных бус - забава умудренных, которым ведом труд и ведома муштра, и с ношею такой не справится ребенок. В той ноше вся судьба, вся жизнь - твоя сестра, все познанные вглубь науки и искусства, - а после чудеса выходят на-гора в усилиях ума, в распахнутости чувства. У них отменный вид и безупречный вкус - а в общем пустяки: игра стеклянных бус! ШКОЛЯР Шел рядовой урок родного языка; учитель приводил грамматики примеры. И вдруг я ощутил, что звучная строка являет образец и вольности, и меры. Был мерой сам напев, подобие манка, зовущего зайти в просторные тенета, в которых вольность есть, и есть наверняка: обычные слова пригодны для полета! Но детские года, но слабая рука, круженье головы, стесненное дыханье… А позади - тома, пространства и века, и хоть из кожи вон - лишь робкое порханье. И двадцать лет пройдет, и тридцать лет пройдет, пока случится он, мечтаемый полет. СТУДЕНТ В читалке верхний свет немного приглушен, зеленый абажур, вниманье на пределе - я в добрый водоем как будто погружен: читаю дивный том Георгия Шенгели. Как истый виртуоз, мне объясняет он, что и в большом труде, и в самой малой пьесе быть равными должны свобода и закон, что весь построен лад на этом равновесье. Я был наивно юн, я был тогда влюблен, огромный шар земной качался под ногами, и музыка, что шла ко мне со всех сторон, рассудку вопреки была в мажорной гамме. Но я-то знал уже - и знаю до сих пор: чтоб состоялся лад, мне нужен и минор. ПОДМАСТЕРЬЕ Мой мастер был хромой и тяжело больной, но в молодости он заметным был боксером. Увесистый кулак лежит передо мной, кладя конец пустым и долгим разговорам. Нет, что вы - не битье; мы с нежностью сплошной друг другу говорим и непростые речи. Нет, это просто знак, где правдою одной возводится барьер, и нужно, не переча, испить ее не враз, как пьют водицу в зной, а медленным глотком, как сильное лекарство. Зато проходит срок, и крылья за спиной сулят полет - и с ним венчание на царство. Мой мастер отошел, но свой оставил знак - перед неправдой слов увесистый кулак. ПОСЛУШНИК Я много долгих лет молчал в монастыре, где разрешались лишь молитвы и молебны. Я уходил к труду, вставая на заре, я верил, как и все: труды - они целебны. Я тихо в келье жил, как мышь в своей норе, никак не бунтовал, не возражал запретам. Но что греха таить - душа рвалась к игре, наполненной умом, звучанием и светом! И вот затылок мой в обильном серебре, дверь справа от меня, окно в решетке - слева. И в холоде зимы, и летом на жаре я научился ждать без паники и гнева: ложиться и вставать, молиться, есть и пить, и верить в мой черед, и серебро копить. МАСТЕР Пришла пора войти в когорту мастеров и направлять игру с наставниками вместе. Оно, конечно, жаль, что стар и нездоров, но признан как-никак, и похвалы - без лести. Со мной моя игра, мой неизменный кров, спасение мое от бурь и потрясений. Когда иду на плац, сомненья поборов, я не один в игре - со мной мой добрый гений. Но в памяти моей не исчезает ров, где сгинула семья, когда я был ребенок. Игра - она игра, но вывод мой суров: меж нею и судьбой зазор предельно тонок. А ежели не так, то есть изъян в судьбе. А может быть, в игре. А может быть, в себе. ПАМЯТНИК Приходит час такой, что погасает свет - не в доме до утра, а в мире и навеки. Приходит он ко всем, и вариантов нет, и человек лежит и не подымет веки. Все кончилось навек: не написать портрет, не выдумать сюжет, не выиграть сраженья, не поиграть с дитем, не сочинить сонет - на всем теперь запрет стремленья и движенья. Тот час идет ко мне, и на исходе лет я говорю себе, что прожил их без лени и верю потому, что будущий поэт, неведомый сейчас, в грядущем поколенье две-три моих строфы возьмет в свою игру - и весь я в тлен уйду, но весь я не умру.