Евгений Беркович

ПРЕДТЕЧА



    

"Нельзя быть социалистом и не быть антисемитом"


    
    Слово "антисемитизм" ввел в общественный оборот в 1879 году Вильгельм Марр, не очень успешный журналист и не слишком удачливый политик. Как курьез истории можно рассматривать тот факт, что Марр не был ни консервативным националистом, ни верующим христианином, для которых предвзятое отношение к иудеям - дело привычное. Его ненависть к евреям не опиралась на традиции прусского дворянства, презиравшего инородцев, и не использовала доводов христианского антииудаизма. Автор термина, взятого на вооружение нацистами в двадцатом веке, был человеком левых убеждений, атеистом, социалистом и анархистом, пропагандирующим коммунистические идеи. Одно из крылатых выражений этого борца за всеобщее равенство и счастье звучало так: "Нельзя быть социалистом и не быть антисемитом".
    Сам термин не отличается особой точностью - ведь к семитам относятся и арабы, с которыми Марр вовсе не призывал вести такую же борьбу, как с евреями. Тем не менее, слово прижилось, и без него уже трудно представить новейшую историю.
    Вильгельм Марр - единственный сын известного в свое время артиста и режиссера Генриха Марра - родился 16 ноября 1819 года в Магдебурге. Будущему страстному агитатору и пропагандисту антисемитизма пришлось за свою жизнь сменить немало городов и стран. Он учился в начальной школе в Ганновере, окончил среднюю школу в Брауншвейге, затем осваивал торговое дело в Гамбурге и Бремене. После окончания учебы переехал в Вену, где его отец работал на одной из лучших европейских сцен - в "Бургтеатре". В австрийской столице Вильгельм Марр впервые близко столкнулся с представителями той нации, борьба с которой станет главным делом его жизни: он работал в двух торговых фирмах, хозяевами которых были евреи. В Вене Вильгельм заинтересовался политикой, его симпатии были на стороне левых - социалистов-анархистов, мечтавших о республике и всеобщем равенстве и братстве.
    
    

Социалист-анархист


    
    В 1841 году двадцатидвухлетний Вильгельм переехал в Швейцарию, где зарабатывал на жизнь торговлей. В Цюрихе было немало политических беженцев из Германии, мечтавших об ином политическом строе для своей родины и, прежде всего, об объединении всех ее земель в единое демократическое государство. С некоторыми Марр познакомился, и они оказали серьезное влияние на его мировоззрение.
    Марр проникся коммунистическими идеями и отправился в полуторамесячную агитационную поездку по Швейцарии разъяснять рабочим идею классовой борьбы. Такую политическую активность власти тихого бюргерского Цюриха простить не могли, и начинающего коммунистического агитатора выслали из города. Марр осел в Лозанне, где свел знакомство с единомышленниками Михаила Бакунина и основал тайный анархический "Швейцарский рабочий союз" и его печатный орган с не очень складным названием "Страницы настоящего для социальной жизни". Там же Марр организовал "Издательство немецкой книготорговли", которое выпустило всего одну книгу: "Катехизис республиканца будущего", автором которой был он сам. Для лозаннских городских властей это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, и в июле 1845 года неугомонный анархист должен был покинуть город. Более того, его имя попало в "черные списки" Центральной следственной комиссии, учрежденной в Майнце в 1819 году как раз для выявления и пресечения всяческих революций и мятежей на территории германских государств. Многие немецкие города, куда он пытался переехать из ставшей недружественной Швейцарии, отказывали ему в приеме.
    В конце концов незадачливому социалисту-анархисту удалось поселиться в вольном городе Гамбурге, где он решил полностью отдаться политической публицистике. Книга Вильгельма Марра "Молодая Германия в Швейцарии", помимо чрезмерных самовосхвалений, полна антилиберальными лозунгами и призывами бороться с наступающим капитализмом. Книга принесла автору известность и открыла ему двери в политику: Марр примкнул к крайне левым из радикально-демократической партии Гамбурга.
    
    

Франкфуртский парламент


    
    В январе 1847 года Марр начал издавать сатирический журнал "Мефистофель", критиковавший как либералов, так и консерваторов. Журнал понравился читателям и даже стал приносить какой-то доход. Однако в мае 1847 года по требованию прусской цензуры он был закрыт, а издатель попал на короткий срок за решетку.
    Мартовская революция 1848 года поначалу принесла Марру удачу: решение цензурного комитета было отменено, и журнал "Мефистофель" снова вышел в свет. А осенью того же года его издатель стал одним из трех председателей временного демократического правительства Гамбурга. В октябре Марра направляют во Франкфурт-на-Майне для участия в работе Общегерманского национального собрания по выработке новой конституции объединенной Германии.
    Сам Марр считал лучшим государственным устройством демократическую республику, но, видя, что у такой идеи мало сторонников, он стал энергично защищать проект независимости вольного города Гамбурга, а затем с энтузиазмом присоединился к идее объединения всех земель под эгидой прусской монархии.
    Революция 1848 года в Германии имела две трудно совместимые цели: единство национального государства и свободу его граждан. Единство страны предполагало подчинение местных, эгоистических интересов интересам всего немецкого общества. Проще всего такая цель решается в условиях диктатуры или самодержавия. Сильная центральная власть успешней других может подчинить себе все части страны. Но никакая централизация не любит свободу, а самодержавие неохотно уступает власть конституции и народу. Именно поэтому в Национальном собрании так долго согласовывали детали предполагаемой конституции, так до конца и не доведя эту почти безнадежную работу. Депутаты Франкфуртского парламента потратили слишком много времени на нереализуемые планы - объединить в одно конституционное государство не только все земли Германии, но и немецкоговорящую часть империи Габсбургов, то есть Австрию.
    Когда стало ясно, что это решение невозможно и добровольно габсбургская империя не расколется, остался лишь вариант немецкого государства без Австрии, а это в то время означало только империю во главе с прусским наследственным самодержцем. Правда, прусский король должен был отказаться от своей богоизбранности и стать обычным главой исполнительного органа при суверенной власти народа, закрепленной в конституции. Это предложение Фридрих Вильгельм IV принять не мог.
    Предложение Национального собрания было окончательно отклонено Берлином 28 апреля 1849 г. Германия осталась раздробленной. До объединения в единую империю должно было пройти еще более двадцати лет и несколько кровопролитных войн.
    Во время политических дебатов в Паульскирхе Вильгельм Марр критиковал Франкфуртский парламент как излишне умеренный и не способный к решительным действиям. Тогда же он впервые высказался против еврейской эмансипации, объяснив свою враждебность к евреям тем, что они являются носителями идей либерализма, губительных для Германии. Подобный "антикапиталистический антисемитизм" присущ и некоторым современным левым политикам. Свою речь Марр закончил обвинением, которое не раз потом повторит геббельсовская пропаганда: "евреи любую революцию используют в своих собственных целях".
    
    

В вольном городе Гамбурге


    
    Устав от бесплодных усилий изменить политический климат в Германии, разочарованный поражением Мартовской революции Вильгельм Марр в 1852 прекратил всякую журналистскую деятельность, закрыл журнал "Мефистофель" и уехал в Коста-Рику, чтобы начать новую жизнь. Он вновь вернулся к своей первой профессии - торговле, правда, не очень успешно. Выход из финансовых проблем пришлось искать в браке: в 1854 году он женился на Георгине Калленбах из ассимилированной еврейской семьи. Выбрав в жены еврейку, Марр допустил явную непоследовательность. Видно, экономические стимулы взяли верх над его националистическим чутьем. Брак был не слишком счастливым, но супруги разошлись только через девятнадцать лет совместной жизни, в 1873 году.
    Не заработав в Коста-Рике большого капитала, Марр вернулся в Гамбург в 1859 г. и снова занялся журналистикой. Свои впечатления о жизни на другом континенте он изложил в книге "Путешествие в Центральную Америку", вышедшей в свет в 1863. Книга была написана с откровенно расистских позиций. Негров и индейцев автор считал недочеловеками, а любое смешение рас называл роковой ошибкой Латинской Америки. Впрочем, расистские теории тогда были в моде и даже считались научными.
    Старые связи с политическими движениями в городе у Марра сохранились, поэтому он вскоре был избран в президиум гамбургского "Демократического общества" и в 1861-1862 гг. заседал в гамбургском ландтаге от своей любимой партии радикальных демократов.
    Его негативное отношение к евреям с годами окрепло - 13 июня 1862 года он разразился резкой антиеврейской статьей в бременской газете "Курьер на Везере". В статье все евреи Гамбурга - большей частью простые ремесленники, торговцы, не очень обеспеченные люди - обвинялись в сговоре и тайной поддержке правящей еврейской олигархии. Как и во Франкфурте, Марр клеймил евреев за то, что эмансипацию они используют для того, чтобы захватить власть и завладеть общественным богатством. В главном олигархе нетрудно было узнать самого президента гамбургского парламента Габриэля Риссера, либерального еврея и поборника еврейской эмансипации. Эта статья вызвала возмущение у гамбургской общественности, и Марр вынужден был уйти из президиума "Демократического общества", а также сложить мандат депутата парламента.
    В портовом купеческом Гамбурге царила в то время относительная свобода, почти как в соседнем датском городе Альтона, где не было никаких религиозных ограничений. Купечество и банкиры, среди которых было много евреев, задавали тон в общественной и политической жизни вольного города. Тот же Риссер или, например, банкир Соломон Хайне (Heine) представляли "торговую аристократию". Весьма показательно, что президентом парламента Гамбурга был избран еврей. То, как общество реагировало на откровенно антисемитскую критику Риссера, красноречиво говорит о том, что юдофобия оставалась в то время уделом маргиналов. Но общественный климат менялся быстро, и ядовитые ростки ненависти только ждали своего часа.
    После ухода с политической арены Вильгельм Марр целиком отдался журналистике. Начиная с 1862 года, он работал в редакциях различных газет Гамбурга, Берлина, Веймара и Лейпцига. Издавать собственные газеты и журналы Марр больше не брался, так как все его предыдущие попытки оканчивались неудачей. Он пишет множество статей с откровенно антиеврейской тематикой, однако большого резонанса они не вызывают. Больших денег журналистика не приносит, а тут еще развод с Георгиной в 1873 году добавил финансовых трудностей.
    С новым браком Марр не тянул - уже в 1874 году состоялась свадьба с Еленой Беренд, представительницей гамбургского "высшего света". Все говорит о том, что это был брак по любви. То, что новая жена нашего героя, как и предыдущая, была еврейкой, отнесем к непознаваемым тайнам страсти, ибо рационально объяснить такой выбор журналиста-юдофоба могут только профессиональные психологи. Интерес ли к евреям, пусть и негативный, повлиял на выбор спутницы, или, наоборот, опыт семейной жизни с еврейками укрепил антисемитизм супруга, об этом можно только гадать. Увы, этот брак оказался коротким - Елена умерла в год свадьбы.
    Однако одиноким Вильгельм оставался недолго, уже в следующем году он поспешил заключить брак с писательницей Дженни Терезой Корник. На этот раз супруга Марра оказалась еврейкой лишь наполовину. Хотя Дженни подарила Марру сына, и этот брак также не стал счастливым. Супруги разошлись через два года.
    Только последняя, четвертая жена Вильгельма - Клара Мария Кельх из гамбургской рабочей семьи - не была еврейкой в смысле теорий расового антисемитизма, проповедуемого самим Марром (по крайней мере, сведений о ее еврейском происхождении нет).
    
    

"Победа еврейства над германством"


    
    В конце семидесятых годов Марр поселился в Берлине. И здесь он был вознагражден за все неудачи прошлых лет. В 1879 вышла в свет ставшая знаменитой брошюра Марра "Победа еврейства над германством. С неконфессиональной точки зрения". Успех книги был несомненный: в том же году вышло двенадцать ее переизданий. Именно в этом труде и появилось ставшее таким печально популярным слово "антисемитизм".
    Марру было важно найти свежий эквивалент выражения "ненависть к евреям", так как он стремился подчеркнуть новое содержание этого понятия: место традиционного религиозного антииудаизма должна была занять расовая несовместимость.
    Лучшей замены словам "еврейство", "иудаизм", чем "семитизм", автор не нашел. Единственными европейскими семитами были евреи. Чтобы подчеркнуть особое, расовое значение этого слова, он вместо сочетания "расовый еврей" использует понятие "(европейский) семит". Никакая ассимиляция и никакое крещение не превратят "семита" в европейца. Кроме того, термин "антисемитизм" создавал иллюзию "научности", ставил не слишком почитаемую в просвещенных кругах юдофобию в один ряд с такими почтенными понятиями, как "либерализм", "капитализм", "коммунизм".
    Начиная с этой небольшой книжки объемом менее полусотни страниц, ведет отсчет новая форма старого, как мир, предрассудка - на свет появился "политический антисемитизм". В зачаточной форме он существовал весь "век эмансипации", но приобрел черты политического движения и стал программой политических партий только после 1879 года.
    Сам Вильгельм Марр, похоже, всю жизнь ждал этого момента. Казалось, он поймал, наконец, заветную птицу счастья: к нему пришли слава, деньги, внимание всей Германии. Он пытается закрепить успех: пишет новые статьи, брошюры, старается объединить вокруг себя единомышленников.
    Спустя восемь лет после создания кайзеровского рейха политический климат изменился: "железный канцлер" Отто Бисмарк - идейный вдохновитель и организатор объединения Германии под прусским началом - отошел от либералов, которых вначале поддерживал, и стал на откровенно консервативную, националистическую позицию. И антисемитизм, изначально противопоставлявший себя либерализму, вдруг оказался уделом не политических маргиналов, а почитаемым властями движением.
    Подзаголовок брошюры несет очень важную смысловую нагрузку: автор отказывается рассматривать "еврейский вопрос" как противостояние между иудеями и христианами, а переводит его в плоскость отношений между двумя расами. Если религиозный антагонизм хотя бы в принципе мог быть преодолен переходом евреев в христианство - чего столетиями добивалась церковь, - эта этническая пропасть непреодолима. Конфликт между немцами и евреями, по Марру, - это расовый конфликт, и его разрешение возможно только уничтожением "низшей расы". В новом термине, придуманном социалистом-публицистом, уже заложено "окончательное решение еврейского вопроса", чем займутся в следующем веке подручные Адольфа Гитлера. Марр очень помог им, составив классический набор обвинений против евреев в условиях нового времени. Эти обвинения стали впоследствии частью государственной идеологии Третьего рейха.
    Большая часть книги посвящена развитию "теории заговора". Марр убежден, что странам Европы угрожает "мировое еврейство", целью которого является захват власти и разрушение традиционных европейских ценностей. Конкуренты Германии в Европе - Франция и Англия - уже давно управляются евреями. Теперь "семиты" хотят подчинить себе Германию.
    Евреи у Марра - паразитическая раса, успешно эксплуатирующая "германские народы", прежде всего, немцев. А наивные и неопытные в политике коренные жители Германии только облегчают захватчикам их работу. Открыв революцией двери либерализму и капитализму, немцы подписали себе смертный приговор: "Мы, немцы, совершили в 1848 году самоотречение в пользу евреев", - пишет Марр и заканчивает книгу на откровенно пессимистической ноте: "евреям принадлежит будущее, германство обречено на вымирание".
    
    

Лига антисемитов


    
    Для борьбы с "мировым еврейством" Вильгельм Марр создал международную "Лигу антисемитов" и ее печатный орган "Новый немецкий часовой", который сам издавал и редактировал. Организационное собрание, провозгласившее рождение первой антисемитской организации, состоялось 26 сентября 1879 года в Берлине. В ее составе насчитывалось 600 членов.
    Согласно уставу принадлежать к Лиге могли только "нееврейские мужчины", разделяющие цели объединения. Главная задача формулировалась так: "объединить немцев всех религиозных конфессий, всех партий, всех слоев общества, чтобы, пренебрегая всеми особыми интересами, всеми политическими различиями, со всей энергией, всей серьезностью и всеми силами стремиться освободить наше отечество от всеобщего засилья евреев, чтобы потомкам коренных жителей оставить нормальные условия для существования".
    Эта цель достигается "выдавливанием" семитов со всех государственных должностей, которые должны заниматься только "детьми германцев". Действовать предполагалось "строго в рамках закона", но всеми дозволенными методами.
    Гитлеровский закон "О восстановлении профессионального чиновничества" от 7 апреля 1933 года почти дословно реализует установки "Лиги антисемитов", сформулированные за полвека до Третьего рейха.
    Конец семидесятых - начало восьмидесятых годов девятнадцатого века - пик удачи Вильгельма Марра. Его работы находят отклик в немецком обществе, часто вызывают дискуссии и споры. В 1880 году выходит в свет вторая часть его знаменитой брошюры "Победа еврейства над германством" под названием "Золотые крысы и красные мыши". В ней Марр говорит о двух угрозах для Германии: со стороны капитализма ("золотые крысы") и коммунизма ("красные мыши"). Нетрудно догадаться, что с той и другой стороны главную и зловещую роль играют евреи.
    У образа "золотых крыс" был предшественник - понятие "золотого интернационала", введенное советником городского суда Берлина и известным в то время памфлетистом Карлом Вильмансом в книге "Золотой интернационал и необходимость социальной реформистской партии", вышедшей за три года до появления первой части брошюры Марра. Вильманс обвиняет немецкие власти в одностороннем законотворчестве, помогающем "спекулятивному капиталу" подчинить себе страну. Автор требовал равных прав для честных тружеников, задавленных властью денег.
    Ни у кого не вызывало сомнений, что "золотой интернационал" - это еще одно обозначение "мирового еврейства". Обвинения "золотому интернационалу" попали на благодатную почву. Через три года после объединения экономику Германии потряс сильнейший биржевой кризис 1874 года - тогда разорилось множество мелких и средних предприятий. Это была вполне объяснимая реакция на изменение экономического строя. Привлекать сюда заговоры мирового еврейства не было никакой необходимости. В Германии стремительно устанавливался капитализм, и многие просто оказались к нему не готовы. Однако банкротам удобнее было найти "козла отпущения", и идея козней "золотого интернационала" оказалась многим по душе.
    Оба понятия "золотого интернационала" и "красных крыс" пришлись нацистам ко двору. Адольф Гитлер в программной книге "Моя борьба", вышедшей в свет в 1925-1926 гг., использует образы, введенные Марром и Вильмансом: "Разрушение общества осуществляется с двух сторон: со стороны золотого и красного интернационалов. Там - с позиции вопиющего индивидуализма, здесь - с более или менее известных коммунистических позиций. Еврейство завладело руководством золотого интернационала. Либеральное законотворчество сделало нас беззащитными перед наступлением капитализма. Евреи, народ прирожденных торговцев, имеют свою аристократию, которая силой денег перемалывает все сверху. Одновременно господство торгового сброда с помощью спекуляций и ростовщичества разрушает и разрывает общество снизу".
    Ассоциация евреев с крысами стала любимым приемом геббельсовской пропаганды.
    
    

Страх рождает ненависть


    
    Десять лет - с 1879 по 1889 гг. - пытался Вильгельм Марр выстроить политическую карьеру, отталкиваясь от бешеного успеха своей брошюры "Победа еврейства над германством". Но политика из него так и не получилось. На роль вождей нового антисемитского движения нашлись более достойные кандидатуры, настоящие харизматические личности, возглавившие новые партии.
    Политический антисемитизм, получивший свое имя в работе Марра 1879 года, родился за сто лет до того и зрел весь век еврейской эмансипации. То, что в 1848 году было предрассудком, в конце века стало идеологией, а потом и политической программой.
    Евреи и те люди, которые их поддерживали, надеялись, что с обретением равных прав исчезнут напряжение и непонимание между людьми разных национальностей. С исчезновением гетто должна прекратиться и ненависть к евреям, долгое время питаемая страхом перед чужой религией и непонятным образом жизни.
    Однако этим мечтам не суждено было сбыться. Эмансипация, как и любая революция, породила новые страхи и как следствие - новые виды вражды и ненависти. Страх рождает ненависть, а силу врага, которого боишься, обычно преувеличиваешь. По меткому выражению Александра Мелихова, "мнимое лидерство - вот формула еврейского проклятия".
    Эмансипация открыла евреям путь в гражданское общество: к образованию, науке, культуре, наконец, к власти. А возможность власти в руках евреев породила невиданные ранее страхи перед их всесилием. Эти страхи стали причиной новой волны ненависти к евреям, которую обозначил Вильгельм Марр в 1879 году новым словом "антисемитизм".
    Большего, чем изобретение нового слова, Марру добиться не удалось. Слишком неуместно выглядел социалист-анархист рядом с националистами-консерваторами, новыми лидерами антисемитских партий. Потерпев неудачу в политике, так и не став лидером серьезного движения, Вильгельм Марр в 1890 году окончательно отошел от общественной деятельности. Умер он в 1904 году, в почтенном возрасте восьмидесяти пяти лет в Гамбурге.
    В историю он вошел как изобретатель слова, обозначающего причину Катастрофы европейского еврейства. И еще запомнился историческим курьезом: идеологом политического антисемитизма, предтечей и единомышленником нацистов оказался левый социалист, проповедовавший коммунистические идеалы. Хотя в наше время антисемитизмом левых уже никого не удивишь.
    
     * * *


 

 


Объявления: