В ходе развития жизни на Земле между организмами различных видов, живущих в одном ареале, складывались отношения разного рода.
Живые существа различных биологических видов могут жить бок о бок, в одном ареале, никак практически не влияя друг на друга.
Организмы различных видов могут оказаться конкурентами в борьбе за ограниченные запасы питания, общие для них обоих.
Иногда представители одного биологического вида поселяются в гнезде другого вида или питаются пищей этого другого вида (inquilinism).
Особи одного из видов могут быть пищей для особей другого вида - хищников. Хищник охотится за своей жертвой, убивает ее и съедает.
Отношения между существами разных видов могут быть и такими, когда один вид живет за счет другого вида, нанося ему вред. Это отношения паразита и жертвы. Иногда паразит живет внутри организма жертвы ("хозяина"). Хозяин обеспечивает паразиту постоянство среды обитания и пищу. Паразит приносит хозяину болезни и порою даже гибель.
Сложилась и такая форма совместной жизни, когда особи одного вида живут рядом с особями другого вида (в некоторых случаях - внутри организма хозяина) и получают от организма хозяина пищу, укрытие, возможность перемещаться. При этом хозяину от этого сожительства нет ни вреда, ни пользы. Такая форма взаимодействия видов называется комменсализмом. Польза от таких взаимодействий - односторонняя.
Но есть и такой тип тесного взаимодействия, когда существа разных видов живут рядом, принося друг другу только пользу. Такое сожительство получило название симбиоза (symbiosis).
Примером симбиоза в мире растений может быть лишайник - симбиоз водоросли и гриба. В мире животных ярким примером может служить симбиоз рака-отшельника и актинии: актиния защищает рака-отшельника и маскирует его от врагов, а рак-отшельник обеспечивает актинии питание и передвижение. В некоторых случаях один из участников симбиоза нежизнеспособен без партнера-симбионта.
В естественных условиях, в процессе биологической эволюции формирование симбиоза представляет собою очень длительный процесс поиска симбионтов и взаимного приспособления, "притирания" друг к другу.
С появлением homo sapiens, человека разумного, этот процесс не остановился. Человек, активно пытаясь удовлетворить свои потребности, продолжил тот же процесс, но другими средствами и другими темпами - гораздо более быстрыми, чем в природе формируются естественные симбиозы. То, что сделал человек, я бы назвал культурными симбиозами. Одним из очень ярких примеров культурного симбиоза является содружество человека и коня. Это содружество красной нитью проходит через всю историю цивилизации.
История культурного, цивилизованного человечества насчитывает около десяти тысяч лет. Половину этого времени человек жил рядом с конем.
Лошадь была приручена более пяти тысяч лет назад - до III тысячелетия до н.э. Но сначала она не получила широкого распространения. Тягловыми животными, которые запрягались для перевозки грузов, были волы и ослы. Повозки со сплошными колесами были слишком тяжелы. Чтобы везти их, нужны были сильные животные - волы. Но волы - животные медлительные, неуклюжие и тупые. Маленькие ослики более понятливы и подвижны, но им было не под силу тащить тяжелую груженую повозку. Лошадей же люди использовали как мясную пищу.
Около двух тысяч лет до нашей эры пешие солдаты были вооружены копьями и мечами. Встретившиеся враждующие армии напирали друг на друга, размахивая мечами и копьями, пока одна из них не обращалась в бегство. Повозки в боевых действиях не участвовали. На них подвозили оружие и нужные для армии припасы, но в боях повозки были бесполезны.
Степные лошади были сильнее ослов и бегали быстро. Но первые попытки запрячь их в повозку не удавались. Примитивная упряжка душила их - лошади горлом налегали на ремни. Быстрый и маневренный транспорт был особенно нужен кочевникам. И они нашли способ облегчить конную повозку. Была изобретена двуколка - колесница с двумя большими колесами. Большие колеса позволяли двигаться по бездорожью. Да и сами колеса были облегчены - вместо сплошных колес стали делать колеса со спицами - и легкие, и прочные. На двух колесах была укреплена легкая платформа, на которой мог поместиться человек. Так, около 1800 г. до н.э. появился транспорт легкий и быстрый. Да и маневренность двуколки была достаточно высокой.
С появлением легкой конной двуколки эффективность набегов кочевников значительно возросла. Поселениям с оседлыми жителями нечего было противопоставить быстро атаковавшим их с разных сторон и стремительно удалявшимся после грабежа кочевникам. Уже один только вид быстро передвигавшихся кочевников повергал крестьянскую пехоту в панику.
Первыми кочевниками, передвигавшимися на двуколках, были хурриты. Они спустились в Ассирию с предгорий Кавказа. После смерти Хаммурапи (1750 г. до н.э.), заложившего основы величия Вавилона, конные отряды кочевников разорвали Месопотамию на части, на отдельные княжества. Страх перед хурритскими захватчиками овладел и населением отдаленных земель. Группа конных разбойников достигла Египта. Египтяне называли их гиксосами. У египтян, как и у обитателей Месопотамии, не было конных колесниц. Они в страхе отступили. Вся северная половина Египетского царства на долгое время была захвачена кочевниками.
Другая группа кочевников, освоивших военную технику с использованием колесниц, проникла в восточные районы Малой Азии. Это были хетты. К 1700 г. до н.э. хетты заняли восточную половину Малой Азии, основав там Древнее Царство. Хетты приняли цивилизацию завоеванного ими народа и приспособили к своему языку клинописную систему письма.
Примерно в это же время конную колесничную технику освоили и касситы (в Библии их называют кушитами). Мирные до того кочевники сделались завоевателями. Они с севера вторглись в Ур и разбили его. В 1595 г. до н.э. (через полтора столетия после смерти великого Хаммурапи) касситы заняли и Вавилон. Там они осели, приняв вавилонскую культуру.
Со временем и городские жители освоили новое вооружение с конями и колесницами, и преимущество кочевников ушло в прошлое. В 1580 г. до н.э. египтяне с помощью конных колесниц изгнали гиксосов из северной части Египта.
Так кони сыграли большую роль уже в ранней истории культурного человечества. Точнее - не кони сами по себе, а союз, сотрудничество людей и коней. Союз, выгодный обеим сторонам. Конь помогал человеку, а человек заботился о коне. На рассказанном выше этот плодотворный союз не закончился.
Лошадь в то время была животным быстрым, но не крупным. Таким запечатлели ее и древние изображения. Ростом она была ниже человека - что-то вроде знакомых нам пони. Она могла быстро везти легкую колесницу-двуколку, но не больше. Если нужно было везти в колеснице более тяжелый груз (например, метательную машину), запрягали двух лошадей рядом. Это давало выигрыш в силе тяги, но при этом терялась маневренность.
Так продолжалось несколько столетий. И вот примерно около 900 г. до н.э. мидяне, основным занятием которых было скотоводство, вывели породу крупных лошадей. Эти кони могли уже не только везти тяжелую колесницу, но и нести на спине верхового - вооруженного всадника.
Мидяне - это иранская народность. Спустившись с севера, они завоевали ряд западных областей Иранского нагорья, дав имя Мидия землям южнее Каспийского моря и восточнее главных хребтов Загра. Появление крупной лошади с верховым воином резко изменило возможности человека. Колесницей можно было пользоваться только на достаточно плоской поверхности - на неровной местности колесница могла перевернуться. Сидящий же верхом всадник мог передвигаться через бугры и овраги, удерживаться в седле при прыжках лошади, при галопе, мог на ходу пользоваться луком и стрелами - дальнобойным оружием (в отличие от копья - оружия ближнего боя).
Крупные и выносливые кони в качестве военной добычи попадали к ассирийцам. В их армии появился новый род войск - конные лучники. Они могли стремительно атаковать, быстро перемещаться по пересеченной местности, эффективно преследовать бегущего противника.
Быстрые и выносливые кони позволили ассирийцам значительно улучшить почтовую связь (впервые созданную шумерами). Это дало ассирийцам возможность укрепить организацию огромной империи. Выросли большие города (Вавилон, Калах), численность жителей которых достигала тридцати тысяч человек.
Так человек создал сильного коня. И конь дал человеку силу сделать то, чего сделать без коня человек не мог.
Прослеживая дальнейший союз человека и коня, перенесемся мыслями в античный мир. В Древней Греции по законодательству Солона (около 640-560 гг. до н.э.) всадники составляли вторую по значению группу общества в Афинах. Они не принадлежали к старинной родовой аристократии. Но они служили в коннице и во время войны должны были выставить коня и вооружение. Позднее, в Древнем Риме, всадники превратились во второе (после сенаторов) сословие.
Ко времени Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) колесницы как боевое оружие давно уже отошли в прошлое. Ставший царем Македонии в двадцатилетнем возрасте (после убийства его отца Филиппа II в 336 г. до н.э.), Александр сильно укрепил армию. Главным боевым порядком его армии была фаланга - тесно сплоченный прямоугольный строй пеших воинов, вооруженных длинными пиками. Македонская фаланга состояла из 16-18 тысяч воинов, построенных в шеренги, число которых доходило до 24-х. Воины фаланги были прекрасно обучены действиям в различных боевых ситуациях (на марше, при атаке, при отражении нападения противника), очень маневренны. Ощетиниваясь острыми копьями со всех сторон, фаланга могла сломить армию противника и устоять перед атакующим ее противником. Талантливый и прекрасно образованный Александр (его воспитателем был Аристотель) умело руководил фалангой и поддерживавшими ее легко вооруженными войсками и кавалерией.
В 334 году до н.э. Александр начал поход против персов, империю которых возглавлял Дарий III. Персия была одной из крупнейших империй в истории человечества. Это давало Дарию громадное численное преимущество перед любым противником. Армия Дария, по утверждению греческих историков, состояла из миллиона пеших воинов и сорока тысяч конных. У Александра же было сорок тысяч пехотинцев и семь тысяч всадников. Кроме огромного численного превосходства, Дарий секретно подготовил и новое конное оружие. Он вернулся к идее о колеснице прежних времён. Но на колесницах Дария с двух сторон торчали острые лезвия. Эти лезвия на быстро мчащихся колесницах могли буквально срезать ноги пехотинцам противника. А сверкание на солнце лезвий атакующих колесниц должно было вызвать панику в рядах противника.
Но полководческий гений Александра подсказал ему разумную тактику. Персидских воинов на мчащихся колесницах македонцы встретили стрелами, а затем без паники аккуратно расступились, пропустив их себе в тыл. Атака персов захлебнулась. А ощетинившаяся копьями фаланга Александра двинулась на Дария. Персидская империя была сокрушена.
В дальнейшем, однако, фаланга оказалась не слишком рациональной формой бевого порядка. Фаланга была очень эффективной на открытых и ровных пространствах, где могла маневрировать как тесно сплоченная цельная единица. И в римской армии фалангу сменил легион. Он был более гибким и маневренным, в случае надобности он мог распадаться на отдельные когорты и в нужный момент воссоединяться вновь. Во времена Юлия Цезаря (100-44 гг. до н.э.) численность легиона составляла три тысячи пехотинцев, две-три тысячи всадников и четыре-пять тысяч конных воинов, набранных из представителей галльских племен.
В середине 60-х годов I в. до н.э. Римом правил триумвират - союз трех мужей. Это были Красс, Помпей и Цезарь. Богатство Марка Лициния Красса (115-53 г.г. до н.э.) сочеталось с властью Помпея и мудростью Цезаря. В 54 г. до н.э. Красс начал войну против мирной по отношению к Риму Парфии, находившейся восточнее Мидии. (Само название "Парфия", возможно, является диалектальной формой слова "Персия").
Если в основе римской армии был легион, то в парфянской армии была очень сильная конница. Иранские лошади были лучшими в мире. А мастерство и легкость маневрирования наездников были превосходными. Они внезапно обрушивались на врага, разбивали его и уносились прочь, чтобы вновь ударить в другом месте. Парфянские конники были страшны даже когда отступали: по сигналу они на всем скаку оборачивались назад в седлах, и туча стрел летела в преследовавшего их противника.
Кроме легкой и высокоманевренной конницы парфяне создали и тяжелую кавалерию. Закованные в панцирь всадники, вооруженные тяжелыми копьями или луками, - катафракты - сидели верхом на крупных и мускулистых конях, которые были в то время только у парфян. Кони были тоже защищены доспехами. Эта тяжелая кавалерия двигалась не быстро. Но, с грохотом надвигаясь на врага, она была почти неуязвима для стрел противника и вызывала панику.
В 53 г. до н.э. римские войска во главе с Крассом сошлись с парфянами на северо-западе Месопотамии у города Карры. Парфяне ждали римлян. Они построились так, что приближающимся римлянам была видна только малая часть парфянской армии. Когда уверенные в успехе римляне ринулись в атаку, всадники парфян сбросили плащи, под которыми была сверкающая броня. Это были не обычные легкие кавалеристы, а тяжеловооруженные катафракты. Римская кавалерия пошла в атаку. Неожиданно для римлян парфяне стали отступать перед более подвижной римской кавалерией. Так парфяне навели римлян на парфянскую легкую кавалерию, которая и численностью, и мастерством, и качествами коней была значительно лучше римской. Римляне были разбиты. Большинство их воинов, в том числе и сын Красса, командовавший римской кавалерией, были убиты. Преследуя отступающую часть римской армии, парфяне настигли и убили и самого Марка Лициния Красса. Мощь Рима была надломлена.
А несколькими веками позднее пришла и более страшная угроза Риму. И пришла она на конях. В 451 г. на территорию Римской империи вторглись гунны. Эти кочевники из Внутренней Азии еще раньше совершали на конях грабительские набеги на Китай. В 375 г. они разрушили остготское государство на Дону, положив начало Великому переселению народов. Двигаясь на запад под предводительством своего царя Аттилы, конные орды гуннов достигли Восточной Европы. У гуннов всадник и конь составляли единое целое. Попона коня служила и всаднику. В зависимости от обстоятельств она была ему либо крышей, либо столом, либо постелью. Старый мир рушился по пути гуннов: "Где ступит нога коня Аттилы - там не растет трава". Вторжение конных орд гуннов, а чуть позже и вандалов, положило начало крупнейшим изменениям в Европе - началась эпоха Средневековья.
Сила и мощь союза человека и коня ярко проявились и в другом месте через несколько столетий.
В 1206 г. во главе объединенных монгольских племен стал человек, назвавший себя Чингиз-ханом - "повелителем Вселенной". Могли ли монголы рассчитывать на то, чтобы повелевать Вселенной? Монголов было всего около одного миллиона человек, а вокруг - многочисленные сильные, цивилизованные народы. Но у монголов были быстрые кони и умелые всадники, которые отдельными отрядами быстро преодолевали огромные расстояния и собирались вместе в заранее намеченном пункте. В пути они не теряли связи друг с другом - ее обеспечивали гонцы и система сигналов. И возник у них предводитель, о котором трудно сказать, чего в нем было больше - жестокости или организаторского таланта. И того и другого было много. Монголы на своих быстрых лохматых лошадках захватили добрую половину Китая, восточную часть Персии. На своем пути они уничтожали города, разрушали оросительные системы - труды многих поколений местных жителей. Цивилизованные земли превращались в полупустыни. В массовой резне монголы щадили лишь тех, кто был мастером в каком-либо деле и мог пригодиться им самим.
В 1236 г. под предводительством сына Чингиз-хана монгольская конница двинулась на запад, в Европу. Захватив Русь и Польшу, монголы двинулись к землям Германии. Только после смерти Угэдея - сына Чингиз-хана - монголы были остановлены. Но огромная империя монголов оставалась нетронутой: никто не решался выступить против нее. А цивилизации и процветанию Месопотамии, просуществовавшим пять тысяч лет, пришел конец.
У монголов вовсе не было высокоразвитой военной техники. Силу им дал союз людей и коней.
Шли века. Менялось общественное устройство. Менялось вооружение. Менялась структура армии. Но всадник на коне оставался важнейшей фигурой. В изменениях вооружения многое диктовал конь - от вооружения средневекового рыцаря до пулеметной тачанки Гражданской войны в России в ХХ веке. Человек и конь вместе переносили тяготы войн, подолгу не расставались. Говорят, неутомимый Наполеон в боевых походах даже спал, оставаясь в седле.
Конь был другом человека не только на войне, но и в его повседневной жизни. В семье крестьянина конь был кормильцем. Крестьянин со своей лошадкой обрабатывал поле, выращивая пшеницу для себя и овес или сено для лошадки. А безлошадной крестьянской семье приходилось туго. Человек любил свою кормилицу-лошадку, он обеспечивал ей кров от непогоды и отдых после трудов, кормил и холил ее. Она была по существу членом его семьи. Человек одел лошадь теплой попоной и обул ее, защитив хрупкие копыта железной подковой. Он украсил, как мог, лошадь (султаны, плюмажи, бубенцы). И даже когда лошадь переставала ему служить, назначал ей "пенсию" - как заслужившему пенсию человеку. Вспомним "Песнь о вещем Олеге":
"Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего..."
И, расставаясь с конем,
"...с коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
"Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите"...
В резиденции русских царей под Петербургом - Царском Селе - были "Пенсионерские конюшни", где доживали свой век окруженные заботой "лошади Собственного императорского седла". И недалеко - кладбище царских лошадей с надписями на каменных плитах.
Дружба человека и коня, как и двух людей, порой оборачивалась трагедией. 1920 год, братоубийственная Гражданская война в России. Белые вынуждены оставить Крым. Раненного белоказачьего офицера на руках внесли в переполненный людьми отплывающий пароход. Взять с собой верного коня нет возможности. И конь плывет вслед за пароходом, вслед за другом-человеком. Плывет на верную гибель. И друг хочет избавить любимого коня от мучительной смерти. Описание оставил сам раненый офицер - Николай Туроверов.
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь все плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо,
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.
Трагедия друзей - верного человеку коня и верного коню человека.
Искусство запечатлело человека и коня в едином образе. В центре Петербурга стоит памятник преобразователю России Петру Первому на скачущем коне, попирающем змея, - у края скалы.
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
("Медный всадник")
Человек и конь создают единый образ. Образ отражает суть того, кому поставлен памятник; отражает и того, кто ставил памятник. В памятнике Фальконе - знаменитом Медном всаднике - это образ Петра Великого глазами Екатерины Великой и ее эпохи. Но вот времена меняются. Тот же Петербург, но эпоха Павла. Строят Михайловский замок и перед ним проектируют новую конную статую Петра. Но - совсем другой образ.
Перед дворцом помост сосновый,
На невском ледяном ветру
Здесь второпях возводят новый
Холодный памятник Петру.
Должно быть, в пику Фальконету
В нем будет все наоборот:
В проекте памятника нету
Руки, протянутой вперед,
Ни змея, ни скалы отвесной -
Он грузно станет на плите
Казенный и тяжеловесный.
Да, времена теперь не те,
Чтоб царь, раздетый, необутый,
Скакал в опор бог весть куда ...
Из всех петровских атрибутов
Вы палку взяли, господа ...
(К.Симонов, "Суворов")
Конные статуи-памятники можно видеть во многих городах Европы. И любой из них - что-то отражает, символизирует, имеет свою историю. Дон-Кихот со своим Росинантом стал чуть ли не символом Мадрида. В каждом памятнике - отражение того, кто изображен, и отражение тех времен, когда памятник был поставлен. Об одном из них хочу рассказать свои собственные юношеские впечатления.
В центре Москвы стоит конная статуя основателя Москвы Юрия Долгорукого. После революции 1917 года на этом месте был воздвигнут "Обелиск Свободы" - каменная стела, в основании которой был отлитый из бронзы текст первой послереволюционной конституции России. И под текстом - фамилии составителей этой конституции. В период сталинского террора 30-х годов я жил недалеко и часто проходил мимо этого обелиска. И вот однажды утром в 1937 году вижу - что-то изменилось за ночь: одной из фамилий нет, и это место закрашено зеленой краской - под цвет патины, покрывшей текст конституции. Потом исчезла еще одна фамилия. А потом памятник обнесли заграждением, чтобы к нему нельзя было подойти вплотную. Говорили, что его надо снести - он будто бы мешает движению по площади. Позже, вместо снесенного "Обелиска Свободы" поставили Юрия Долгорукого на коне. И в голове родилось "незаконченное" четверостишие:
Где был когда-то "Обелиск Свободы"
Уселся грузный всадник на коне...
Давай считать, что то капризы моды,
Зигзаги моды только лишь, а не...
Еще позже неподалеку был поставлен новый конный памятник - маршалу Жукову. Но Жуков, вероятно, последний из военных, кому был поставлен конный памятник. Всю войну 1941-1945 годов Жуков провел не на коне. Только на параде Победы он был верхом - так его и изобразили на памятнике.
В истории живописи тесные отношения человека и коня в самых разных жизненных ситуациях нашли яркое отражение. Тут и парадный конный портрет (А.Ван Дейк - "Конный портрет Карла I", 1638). Человек на коне в пылу сражения (Т.Жерико - "Офицер конных егерей, идущих в атаку", 1812). Герой на коне из народных сказаний и былин (В.М.Васнецов - "Богатыри", 1898). Нелегкий совместный земледельческий труд человека и коня (Дж.Сегантини - "Пахота в Энгадине", 1890; Р.Сейсо - "Пахота", 1903). Уход человека за конем (Дж.А.Клейн - "Крестьянин, поящий своего коня", 1820; К.С.Петров-Водкин - "Купание красного коня", 1912). Люди и кони на празднике, на потехе (В.И.Суриков - "Взятие снежного городка", 1891); в азарте спортивных состязаний (Т.Жерико - "Скачки в Эпсоме", 1821; Э.Дега - "На скачках", 1872). Удивительная слаженность, согласованность, координированность ловких движений человека и коня в цирке (Ж.Сёра - "Цирк", 1891).
К середине двадцатого века лошадь стала утрачивать свое значение в военном деле и в сельском хозяйстве. Воин пересел с коня на танк. Земледелец сменил лошадь на трактор. Гонец со срочным посланием - на самолет.
Однако не иссякла любовь человека к коню. В спорте, на отдыхе, в развлечениях конь был и остался другом человека. Человек по-прежнему бережно заботится о друге. И если для этих новых отношений человека и коня понадобятся новые породы лошадей - они будут выведены человеком. Говорят, уже пытаются вывести маленькую добрую лошадку - домашнего друга человека, вроде старого домашнего друга - собаки. Или клонировать особенно успешных скаковых коней - о чем еще совсем недавно и мечтать было невозможно.