Михаил Горелик

РАЗНИЦА ВО ВРЕМЕНИ



    
    5 ияра 5708 года - 14 мая 1948 года
    
    Разница во времени фатальна и неустранима

    
    "Все" в России знают весенний месяц нисан, но в головах людей он ассоциируется не с предшествующим ему весенним месяцем адаром и уж конечно не со сменяющим его весенним месяцем ияром, а с шаркающей кавалерийской походкой. Из Москвы всё видится не совсем так, как из Иерусалима. А порой и совсем не так.
    Всё зависит от того, с какой точки зрения смотреть, всё зависит от контекста. Контекст не может быть "правильным" или "неправильным" - контекст может быть вашим и не вашим, или, точнее, "нашим" и "не нашим". Контекст всегда относителен. Универсальный, абсолютный контекст есть только у Всевышнего - можно, конечно, предъявлять на этот контекст собственные претензии, почему бы нет, но это будет большим нахальством.
    5 ияра 5708 года Бен-Гурион провозгласил создание Государства Израиль. Пятый день весеннего месяца ияра выпадал в тот год на 14 мая. С точки зрения европейской всё произошло именно 14 мая, но с точки зрения еврейской всё-таки - 5 ияра. В силу тонкой лунной чувствительности еврейского календаря он слегка дрейфует по грегорианскому - с другой стороны, можно сказать, что в силу грубой бесчувственности грегорианского календаря к ночному светилу он вынужден слегка дрейфовать по календарю еврейскому. Короче, 5 ияра выпадает каждый раз на иное европейское число, в этом году - на 3 мая.
    То есть даже даты не совпадают. Даже даты! Разница фатальна и неустранима. Время течет по-разному. Пространство, впрочем, тоже не совпадает. Страна Израиля не Палестина, Иудея и Самария - не Западный берег, Шхем не Наблус, да и Иерусалим, как вам, должно быть известно, не Эль-Кудс. Естественно, что события, происходящие в столь неидентичных пространственно-временных полях, - просто не могут быть идентичны. Еще бы! В одном случае после нисана следует ияр, в другом - шаркающая кавалерийская походка.
    Бытие еврейского народа вообще воспринимается не иначе как мифологически. О двух взаимосвязанных мифах я и хотел бы поговорить. Оба они - о создании Государства Израиль (дата обязывает). Речь идет о том, что без Катастрофы европейского еврейства в годы Второй мировой войны и без соответствующего решения Организации Объединённых Наций еврейское государство не было бы создано. Эти утверждения воспринимаются многими (как неевреями, так и евреями) как нечто само собой разумеющееся.
    В рамках этой мифологии евреи выступают не как субъекты, но как объекты истории. История - это не то, что делают евреи, а то, что делают с ними народы мира. Евреи - лишь объекты, на которые направлена чужая воля, - злая (Катастрофа) или добрая (решение ООН).
    
    
Миф о Катастрофе

    
    Почему без Катастрофы еврейское государство не было бы создано? Обыкновенно называют две причины. Первая: чувство сострадания и вины народов Запада по отношению к евреям привело к принятию соответствующей резолюции ООН. Вторая: вызванная Катастрофой алия сыграла роль демографического оружия, благодаря которому Война за Независимость была выиграна.
    Чтобы принять первый аргумент, необходимо большое политическое простодушие. На политических весах сострадание - наилегчайшая из гирек, едва ли не виртуальная. Кроме того, Вторая мировая война унесла более шестидесяти миллионов жизней людей разных национальностей, принесла воюющим странам неисчислимые бедствия. Свет клином на евреях очевидным образом не сошелся. Резолюция ООН была вызвана не состраданием, не говоря уже о чувстве вины, а эгоистическими политическими интересами великих держав. Шесть миллионов сгоревших в огне Катастрофы были не более чем политическим козырем, даже и не из крупных, - при необходимости обошлись бы и без него.
    При этом я хочу все-таки подчеркнуть, что этим своим утверждением не ставлю под сомнение человеческие чувства, которые испытывали и которыми руководствовались в своих решениях отдельные политики Запада. Конечно, и они сыграли свою роль, но они не делали погоды.
    Демографический аргумент представляется куда более основательным, хотя при ближайшем рассмотрении совсем не бесспорным. К началу Второй мировой войны в Палестине жили 475 тысяч евреев; к моменту провозглашения Государства Израиль - 650 тысяч. Прирост, безусловно, колоссальный. Кроме того, в течение всего 1948 года, после того как перестал существовать запрет британских властей на въезд евреев в Палестину, шла интенсивная еврейская иммиграция. В Израиль хлынули массы людей, спасенные из концлагерей, потерявшие семью, дом, имущество, испытавшие ужас, не позволявший им вернуться назад. Всё это время продолжалась Война за Независимость, и многие новые репатрианты попадали буквально с корабля на бой.
    Однако если поставить эти события в общий контекст изменения демографической ситуации в Палестине в ХХ веке, мы увидим, что еврейский демографический взрыв в Палестине - вообще особенность ХХ века, что он не представляет собой исключительную специфику Второй мировой войны и первых послевоенных лет. Судите сами: в начале века в Палестине жили всего лишь 78 тысяч евреев.
    Конечно, в годы, о которых идет речь, прирост населения был особенно высок, новые репатрианты сыграли свою роль в Войне за Независимость. Правда, лишь небольшая часть новоприбывших имела боевой опыт. Кроме того, обществу требовались дополнительные усилия для абсорбции иммигрантов.
    Война за Независимость была самой тяжелой из множества войн, которые вел Израиль. В каком-то смысле каждый человек с оружием в руках решал исход войны. Одержал бы Израиль победу, если бы алия держалась на предвоенном уровне? На этот вопрос можно ответить только гадательно. Но есть вещи совершенно бесспорные.
    Победа была бы совершенно невозможна без Армии обороны Израиля, как и прочие государственные институты, фактически созданной еще в недрах мандата. К моменту провозглашения государства у нее была уже готовая инфраструктура, единое руководство, обученные кадры, имеющие боевой опыт. К моменту провозглашения государства существовала еврейская экономика, без которой войну также невозможно было бы выиграть. И была решимость, мужество и любовь к Стране Израиля мужчин и женщин, готовивших этот день на протяжении всего ХХ века, - они добились бы своего даже и в том случае, если бы волна Катастрофы не выбросила на палестинский берег остатки потерпевших крушение европейских евреев.
    
    
Миф об ООН

    
    ООН выступает в этом историко-политическом мифе как роженица и повитуха в одном лице. Если бы не ООН, Израиля и по сей бы день на политической карте не существовало, что нанесло бы непоправимый ущерб риторике Ахмадинеджада. Израиль обязан своим рождением резолюции ООН, поэтому резолюции ООН для него обязательны в некотором дополнительном смысле: ведь, игнорируя их, он проявляет возмутительную неблагодарность, демонстративно нарушая заповедь о почитании родителей.
    Фактическая сторона дела: 29 ноября 1947 года Генеральная ассамблея ООН принимает решение о прекращении британского мандата и создании в Палестине двух государств - арабского и еврейского - с установленными границами.
    Бесспорно и очевидно, что ООН сыграла значительную роль в рождении Государства Израиль. Вопрос в том, насколько значительную. Миф приравнивает ООН к Всевышнему, слово которого обладает абсолютной силой и немедленно материализуется. "И сказал Бог: "Да будет свет!" - и стал свет". В отличие от слова Всевышнего, слово ООН сплошь и рядом, как всем хорошо известно, остается словом. Примеры бесчисленны. Среди них самый для обсуждаемой темы главный: в своей знаменитой резолюции ООН распорядилось ведь и относительно арабского палестинского государства, прошло почти шестьдесят лет - где оно?
    В действительности всё решалось на полях сражений. После провозглашения Израиля пять арабских государств ввели свои войска в Палестину и, одолей они еврейское ополчение, никакого еврейского государства не существовало бы и в помине, равно как, разумеется, и арабского палестинского государства, которое было в ту пору решительно никому не нужно (не затем арабские страны воевали), и, надо полагать, даже ооновские проектировщики, во всяком случае наиболее проницательные из них, об этом догадывались.
    Проект ООН по обустройству Палестины представлял собой компромисс, причем компромисс крайне неудачный, не удовлетворявший ни арабов, ни евреев и - совершенно нежизнеспособный. Другой вопрос, существовало ли тогда вообще какое-либо приемлемое решение. Государства, которые надлежало создать, могли существовать только на ооновской бумаге. Арабы ооновский проект с негодованием отвергли; евреи, которых он устраивал столь же мало, - приняли. Заслуга принятия принадлежит Бен-Гуриону. Бен-Гурион прекрасно понимал три вещи. Первое: проект никуда не годится; второе: из политических соображений необходимо его принять; третье: неосуществимое все равно не осуществится, а в ходе неизбежной войны возникнет новая реальность.
    Таким образом, в целом проект провалился. Возникновение Государства Израиль в том виде, как это произошло, проектом вовсе не предусматривалось.
    Сыграло ли решение ООН какую-то роль в тогдашнем политическом раскладе? Если и сыграло, то крайне незначительную. На самом деле, всё было с точностью до наоборот: тогдашний политический расклад сделал это решение возможным. "Все" хотели, чтобы Британия убралась наконец из Палестины. Позиция самой Британии была амбивалентна: с одной стороны, в Палестине разгоралось еврейское восстание, создававшее массу проблем, с другой стороны, уж очень хотелось сохранить военно-морскую базу в Хайфе. Ту самую, на которую положил глаз товарищ Сталин.
    Многие британские политики рассматривали свой уход как временный тактический шаг: в реализацию планов ООН они не верили. Сейчас начнется война, евреям перережут глотку, и Британия вернется для предотвращения хаоса (таким образом, решение ООН работало и на них). Примерно такой же сценарий рассматривался и в Кремле, с той только разницей, что предотвратить хаос и спасти еврейский народ от неминуемого уничтожения должна была не скомпрометировавшая себя Британия, а советская армия-освободительница: вчера она спасла евреев от рук немецких фашистов, сегодня, верная своей высокой интернациональной миссии, она спасает их от рук фашистов арабских - и пускай кто-нибудь только пикнет!
    Представим себе ("допустим", как говорят в таких случаях математики), что никакого решения ООН не было бы. Что изменилось бы? Послевоенное время - время краха колониальной системы, время создания новых государств в Азии и Африке. Еврейское восстание набирало силу. Очевидно, что Британия рано или поздно (скорее, рано) вынуждена была бы из Палестины уйти, как она ушла из других колоний. Очевидно, что США и СССР всячески бы этому процессу способствовали. Очевидно, что Британия делала бы ставку на арабов, а США и СССР на евреев: рамки маневра у игроков на политической сцене были, хотя и не жестко, но заданы. Это потом уже в Кремле локти кусали, но это потом, а в 47-м году кто бы мог предположить, что ставка на евреев окажется столь неудачной, даже провальной?
    Ну, конечно, резолюция ООН, ставшая естественным следствием событий, происходивших во всем мире и на Ближнем Востоке, и в первую очередь борьбы еврейского народа за создание своего государства, наполнила новым ветром еврейские паруса: в нужный момент она придала Израилю политическую легитимность, распахнула для алии ворота, закрытые на крепкие британские засовы, и облегчила получение помощи извне, в которой евреи остро нуждались.
    
    
    


 

 


Объявления: