Александр Донде
МЕТАПЛАГИАТ
Позвонила знакомая из Америки и спрашивает: читали "Код да Винчи"? Потрясающе. Обязательно прочитайте. Потом последовали советы из Израиля, из Петербурга, из Берлина.
Сперва я всем просто обещал, что обязательно прочту, первым делом завтра с утра. Но всё как-то руки не доходили. Тогда я из любопытства спросил очередного советчика: про что хоть книга-то? Он рассказал. Выслушав его ответ, я вспомнил старый анекдот про Рабиновича. Попробовав пива, Рабинович сказал: "Мне кажется, что это пиво кто-то до меня уже пил".
Послушай, сказал я собеседнику, странно выглядит. Я уже читал всё это лет двадцать назад. Но это была другая книга и другие авторы. Пахнет плагиатом. Мой собеседник почти обиделся. Я его понимаю. В самом деле, читаешь гениальный роман, а потом оказывается, что это подделка. Так же как с бриллиантом. Обидно ведь узнать, что тебе всучили стекляшку.
Между тем Дэн Браун, состряпавший роман "Код да Винчи", сделал именно это. Он всучил миллионам простодушных зевак самую элементарную стекляшку. Или, если угодно, продал им пиво, уже бывшее в употреблении.
Все мои знакомые, кому я пытался открыть глаза, смотрели на меня с недоверием и сожалением. Им казалось, что я злопыхатель и пытаюсь бросить тень на их литературные вкусы.
Увы, прав был я, а не они. Весь материал романа "Код да Винчи" просто-напросто переписан из книги Бейджента, Ли и Линкольна "Святой Грааль и святая кровь". Браун испортил это элегантное и увлекательное фантастически-документальное повествование идиотской и топорной беллетристической рамкой - только и всего. Дело о плагиате висело в воздухе.
И неизбежно материализовалось. 3 октября 2004 газета "Дейли телеграф" сообщила, что Майкл Бэйджент и Ричард Ли подали в суд на издательство, пустившее в оборот изделие Дана Брауна.
Чем кончится дело, сказать трудно. Судебное препирательство будет вестись, скорее всего, вокруг технического определения плагиата, и тут, наверное, адвокаты издательства окажутся в более выгодной позиции. Браун вывернется.
Но этот случай плагиата интересен не только как судебный казус. Это во многих отношениях знамение нашего времени.
Прежде всего бросается в глаза абсолютно гротескная деталь. Арт-рынок переполнен плагиатом и подделками. Часто плагиат замаскирован и выглядит просто как имитация и подражание. В живописи и кинематографе копии и "переделки" - обычная и легальная практика. Да и прямого плагиата хватает. Но обычно всё это происходит либо на особом рынке копий и подделок, либо на периферии литературы. Чаще всего малоизвестные авторы крадут у таких же малоизвестных. Реже - известные авторы у малоизвестных. Еще реже - наоборот. Но трудно припомнить другой такой случай, когда плагиат совершился бы в самом центре массового рынка, в секторе бестселлеров.
Ибо книга Бейджента, Ли и Линкольна тоже бестселлер, принесший авторам огромное состояние. Они не какие-нибудь провинциальные гении, неосторожно предложившие свою самоделку сомнительному издательству, где у них рукопись украли и отдали какому-нибудь своему парню. Они сами у всех на виду.
Их репутация как исследователей не лишена скандальности. Лет пятнадцать назад я спросил у одного профессионального библеиста, что он думает по поводу их исторических гипотез, и он буквально на стену полез. Авторов он назвал мошенниками, шулерами (conmen).
Многое в книге "Святой Грааль и святая кровь" выглядит подозрительно. В конце 90-х годов Би-би-си, делавшая телепрограмму по поводу еще одной переделки книги Бэйджента - Ли - Линкольна, установила-таки, что якобы документальный первоисточник сведений о таинственном кладе иоаннитов в альбигойской церкви в Провансе и об ордене святого Сиона были фальшивкой. Накрученные вокруг них вариации, однако, полны тонких наблюдений и остроумных интерпретаций. Авторы выстроили сложную конструкцию и с поразительной изобретательностью насадили на нее половину европейской истории. Роскошное сочинение.
В 80-е годы "Святой Грааль и Святая кровь" продавалась во всех киосках в аэропортах и их покупали и читали миллионы. Как кому-то могло прийти в голову уворовать книгу, которая была у всех на виду, кажется совершенно невероятным.
Браун, скорее всего, не ловкий литературный вор, знающий, что он делает и сознательно рискующий. В его плагиате есть элемент детской наивности. Он, наверное, думает, что никакого плагиата тут нет. Типичная постмодернистская ментальность. Автор умер. Правда - кривда. Бога нет, и всё можно. Тррах-тибидох-дерридох-дерридох... Деррида умер, да здравствует Деррида! Или Браун присвоил прочитанное, сам этого не заметив.
Ну, а что издательство? Бейджент и Ли подали в суд именно на издательство, справедливо полагая, что контрольная функция была за ним. Куда смотрело издательство? Либо издательство внимательно изучило ситуацию и решило, что в случае судебного иска сумеет отбиться. Либо в издательстве сидят такие же дэн-брауны, которые просто не воспринимают случившееся как плагиат. Либо в издательстве просто ничего не заметили. Последнее кажется невероятным. Между тем это, может быть, и есть самое простое и правдоподобное. В издательствах работают пентюхи. Иногда возникает подозрение, что рукописей они часто даже не читают, издавая книги только в расчете на рыночный потенциал биографической справки и фотографии автора, а также знаковый потенциал книги, легко обозначаемый на обложке и в аннотациях. В данном случае это "Иисус". Полупорнографический интерес к Иисусу со времен поп-оперы Уэббера и романа Булгакова не ослабевает, особенно, надо думать, в России.
Ну, а что же его благородие читатель? Мой особый комплимент русскому читателю. "Святой Грааль и святая кровь" есть в русском переводе. Я видел краем глаза пару томиков в одном книжном магазине в Москве лет пять назад. Меня несколько удивило, что книга продается не во всех киосках в метро, а в ультраинтеллектуальной снобистской лавке, да еще стоит среди академических книг по истории. Но никто из моих знакомых ничего про нее не слыхал. Она не стала интеллигентским бестселлером. Мои интеллигентные друзья ждали, когда им явится Дэн Браун. В этой коллизии всё до предела нелепо и вверх ногами.
И, наконец, эта история поучительна еще в одном отношении. Интересна судьба бестселлеров. Они, как мы видим, на примере книги Бейджента - Ли - Линкольна, держатся полтора поколения, а потом не просто пропадают с лотков, а исчезают из памяти читателей. Каждому новому поколению кухня должна приготовить новое блюдо. Оно вовсе не новое, но должно быть подано как новое. Для этого нужно совсем немного. Дэн Браун наглядно показал, что достаточно просто приделать к старой картине новую раму. Или залить уже выпитое пиво в новую бутылку.
 
 
Объявления: