ОТ РЕДАКТОРА
Слова "Платон мне друг, но истина дороже" превратились в пословицу, но не в житейское правило. В житейской практике, как справедливо отметил Петр Межурицкий, "истина дешевле". Тем более нет никаких оснований утверждать, что "борьба между поэтической фантазией, дарящей очарование, и научным разумом, претендующим на прогностически точную картину мира, закончилась полным разгромом всей и всяческой мистики".
Мистика живет и процветает в каждом номере газеты и каждой передаче телевидения. Не только в гороскопах и рекламах чудодейственных лекарств, но и в исторических событиях и политических программах партий. Научный разум, который "претендует на прогностически точную картину мира", не только не может эту свою претензию окончательно подтвердить, но и порождает все более эзотерическую картину мира, вызывающую у широкой публики шок и все усиливающуюся тягу к более простым, мистическим объяснениям.
Эдгару По в ХIХ в. могло казаться, что наука изгоняет поэтическую тайну из природы, но в веке ХХ Джон Апдайк (который гораздо больше знал о науке), напротив, увидел в научных представлениях источник поэтического вдохновения. Это гораздо более соответствует реальному положению вещей, поскольку Наука не сказала (и никогда не скажет) никакого окончательного слова о мире и остается замечательным набором предварительных гипотез, исключительно плодотворных в применении к доступным нашему наблюдению частям мира.
"Некоторые Великие Блага не могут жить вместе. Вот концептуальная истина. Мы обречены на выбор, а всякий выбор может привести к невозместимой потере. Счастливы те, кто подчиняется дисциплине без вопросов, кто добровольно подчиняется указаниям вождей (светских или духовных), воспринимая их слово как нерушимый закон. Счастливы и те, кто собственным путем пришел к ясным убеждениям насчет того, что надо делать и кем быть, и не ведают никаких сомнений.
Я, однако, думаю, что те, кто находятся в таком невозмутимом догматическом покое, вряд ли в полной мере способны понимать, что значит быть человеком" (Исайя Берлин, "Избранные эссе", 2002).
 
 
Объявления: