Я получила предложение правительства Китая возглавить их генштаб. Я даже не понимаю, в чем тут дело, просто не понимаю. Но китайцы хотят. Умирают прямо. Я тоже поначалу смеялась. Думала, разыгрывают. Так, прибыл их министр иностранных дел со свитой. Ну, думаю, разыгрывают старуху. Но они вовсе не смеялись. Потом я расплакалась. Все вспомнила - мужа покойного, одиночество мое, квартиру пустую, жару эту… ну все, в общем. Так китайцы стали меня целовать, приговаривая:
- Вы будете нашим начальником генштаба.
Они буквально умоляли, а я: вы что, с ума сошли? Издеваетесь? Я здесь при чем? Да я по-вашему ни слова не знаю, в военном деле ни в зуб ногой, правда, муж мой немного в политике разбирался.
- Нет, - они говорят, - пусть это вас не волнует, мы вам дадим переводчиков, а по военным делам у вас будут консультанты, только согласитесь, умоляем.
- А зачем я вам нужна? - говорю я.
А они:
- Вся наша Народно-Освободительная армия вас просит, умоляет. Каждый солдат в карауле только о вас думает, по вашей команде готов идти в огонь, воду и в медные трубы. Только вы.
Ну, я тут конечно расчувствовалась, что говорить. Дело-то международное, как тут откажешь. Эх, жаль покойный муж не может это услышать. Ну, в общем, отказалась я.
А они:
- Мы вам все дадим, все, что потребуете, десять тысяч долларов в месяц, в долларах, пенсию на всю жизнь, честь вам будут отдавать, и будем делать все, что вы скажете.
Я как про десять тысяч долларов услышала, аж расплакалась вся. Горло перехватило. У меня всегда так, когда о деньгах речь заходит, если кому дают или у кого забирают. Да. Деньги, честь будут отдавать. И любить будут. И приказы выполнять. Ну-ну.
- А как насчет пилотки, - спрашиваю я, - меня заставят пилотку носить, или берет, или фуражку?
- Мы вам сделаем специальный берет по спецзаказу. Вас весь Китай просто обожает.
Где ж вы, думаю, раньше были, когда мы с мужем по съемным квартирам мыкались? И что они во мне, спрашивается, нашли?
- А вы что, разве не знаете? - говорят они.
Вот так. Здесь - ну, никто ничего, а там, в Китае, про тебя думают, там без тебя жить не могут. Так, я говорю - вам что там, мамаша нужна в армии?
А они отвечают: нужна, и все. Ну что ты будешь делать? "Вас там все любят, потому что... потому что"... и все.
Не знаю. Странно это все как-то. И неожиданно. Ну, представьте, к вам бы приехали из Китая с просьбой возглавить их генштаб, как бы вы реагировали? А они, между прочим, ждут ответа. И что мне прикажете делать? Соглашаться? А? А то я прямо не знаю... А то я все плачу и плачу...
РАЗГОВОР У ВХОДА
Мужчина провожает женщину домой. Останавливаются у парадного. Она делает ему знаки, чтобы он поднимался вместе с ней.
МУЖЧИНА: Что-то у меня во рту кисло.
ЖЕНЩИНА: Тебе всегда кисло, когда ты доходишь до моей лестницы.
МУЖЧИНА: А сегодня - особенно. По-моему, я болен. Мне холодно. (Пауза.) Еще холоднее. (
Женщина пытается до него дотронуться.) Озноб. (Застегивает пальто. ) Может, грипп?
Женщина пытается потрогать его лоб. Он уклоняется.
ЖЕНЩИНА: Я только хотела узнать, нет ли у тебя температуры? (
Трогает его лоб. ) Нету.
МУЖЧИНА: Я страдаю неожиданными приступами тошноты. (
Женщина пытается его поцеловать. ) Где здесь можно выблевать?
ЖЕНЩИНА: В квартире есть туалет, я провожу.
МУЖЧИНА: Жалко пачкать. Я думал, может, на улице. Там пустырь есть.
ЖЕНЩИНА: Да нет, у меня тоже можно. Нет проблем.
МУЖЧИНА: Я знаю, но я жутко стеснительный. Лучше на улице.
ЖЕНЩИНА: Возьми ключ, чтобы ты смог открыть, когда будешь возвращаться.
МУЖЧИНА: Нет, лучше после пойду домой, отдохну.
ЖЕНЩИНА: От чего?
МУЖЧИНА: От рвоты.
ЖЕНЩИНА: А когда придешь?
МУЖЧИНА: Когда выздоровею. Если выздоровею. Но я-то знаю, что не выздоровею. (
Собирается уходить.)
ЖЕНЩИНА: Ты меня еще любишь?
МУЖЧИНА (
уходя): Почему бы и нет?
ОН - ЭТО НЕ Я, А ТЫ
Довольный мужчина сидит рядом с умиротворенной, спокойной женщиной. Входит нервный мужчина, молча смотрит на них. Приближается, глядя в упор на грудь женщины, указывает на нее пальцем.
НЕРВНЫЙ: Я хочу это.
СПОКОЙНАЯ: Это уже его.
ДОВОЛЬНЫЙ: Это мое.
НЕРВНЫЙ: Но я хочу.
СПОКОЙНАЯ: Это невозможно.
НЕРВНЫЙ: Жаль, мне очень хочется.
СПОКОЙНАЯ: Совершенно невозможно.
Довольный умиротворенно улыбается, дотрагиваясь пальцем до груди женщины.
СПОКОЙНАЯ (
Нервному): Это уже его, понимаешь?
НЕРВНЫЙ: Я понимаю, но все равно жалко. (
Довольному) Хорошо тебе?
ДОВОЛЬНЫЙ: Нормально.
НЕРВНЫЙ (
Женщине): А тебе?
СПОКОЙНАЯ: Тоже.
НЕРВНЫЙ: С ума сойти, а?
ДОВОЛЬНЫЙ: Вы меня спрашиваете?
НЕРВНЫЙ: Да.
ДОВОЛЬНЫЙ: Да, с ума сойти.
СПОКОЙНАЯ: Вы и меня спрашиваете?
НЕРВНЫЙ: Да.
СПОКОЙНАЯ: Да, с ума сойти.
Нервный (
краснеет, почти касается довольного): Очень жаль, что я - не вы.
ДОВОЛЬНЫЙ: Хорошо быть мной, а?
НЕРВНЫЙ: И не говорите. А мной, значит, быть плохо?
СПОКОЙНАЯ: Да, очень плохо.
ДОВОЛЬНЫЙ: Вы и меня спрашиваете?
НЕРВНЫЙ: Почему бы и нет?
ДОВОЛЬНЫЙ: Да, плохо.
НЕРВНЫЙ (
указывая на грудь женщины): Если бы я был он, ты бы дала потрогать это?
СПОКОЙНАЯ: Да.
НЕРВНЫЙ: Очень жаль.
ДОВОЛЬНЫЙ: Но поскольку он - не я, ты ведь ему не позволишь?
СПОКОЙНАЯ: Совершенно верно.
ДОВОЛЬНЫЙ: Если кто-нибудь - я, ты ему дашь, а если кто-нибудь не я - не дашь?
СПОКОЙНАЯ: Вот именно.
ДОВОЛЬНЫЙ: С ума сойти, а?
СПОКОЙНАЯ: Ты меня спрашиваешь или его?
ДОВОЛЬНЫЙ: Тебя, а потом его.
СПОКОЙНАЯ: Да, с ума сойти.
НЕРВНЫЙ: Да, с ума сойти.
ДОВОЛЬНЫЙ: (
Нервному): Ну, так ты теперь понял, что значит быть мной, а не тобой?
НЕРВНЫЙ: Я так понимаю эту разницу, что и не говорите. (
Приближается к Довольному вплотную, будто хочет в него войти).
ДОВОЛЬНЫЙ: Хотите войти в меня и стать мной?
НЕРВНЫЙ: А как вы догадались?
ДОВОЛЬНЫЙ: Не выйдет, к сожалению. Каждый - это он сам и есть.
НЕРВНЫЙ: А жаль. (
Глядит на Довольного с обожанием.): Какой!... Какой!...(
Прямо рот раскрывает от обожания. Довольный трогает грудь женщины. Пауза. Он - опять. И снова. Но тут Нервный закрывает рот и хочет удалиться.)
ДОВОЛЬНЫЙ (
женщине): Жаль, что он кончил меня обожать. И что он не может всегда стоять с раскрытым ртом.
НЕРВНЫЙ (
оправдывается): Но ведь у меня же есть я, всякие дела, и я должен когда-нибудь закрыть рот, чтобы открыть его к ужину.
ДОВОЛЬНЫЙ: Очень жаль, что другие должны есть и все такое.
НЕРВНЫЙ: Если бы я был вами, я бы обязательно остался, вы понимаете?
ДОВОЛЬНЫЙ: Да, я понимаю, но все равно жаль.
СПОКОЙНАЯ: Все-таки у тебя есть я.
ДОВОЛЬНЫЙ (
Нервному): Да, у меня же есть она. Так что не так уж и жаль.
НЕРВНЫЙ: Я понимаю. Ну ладно, пойду. И все-таки - очень жаль. Очень. (
Уходит.)
ПИСЮН
Писюн сидит в кино с девушкой. Рядом с ними сидит Посторонний. Фильм уже начался.
ПИСЮН (
шепотом): Ходил в туалет помочиться перед началом, а теперь вот снова хочется. Прямо не знаю, что это, зимой всегда так...
ПОСТОРОННИЙ: Тссс!
ПИСЮН (
понижая тон): Вообще-то и летом тоже, черт его знает, простата или мочевой пузырь.
ЖЕНЩИНА (
не отрывая взгляда от экрана): А может, и то и другое.
ПИСЮН: Я об этом не подумал. А может, еще и почки.
ПОСТОРОННИЙ: Тише!
ПИСЮН: Расскажешь мне потом, если было что смешное.
Выходит. На экране показывают что-то очень смешное. Женщина и Посторонний переглядываются, смеются, страстно набрасываются друг на друга, но тут Писюн возвращается и они опять занимают свои места.
ПИСЮН: Ну, что я пропустил?
ЖЕНЩИНА: Ой, было так интересно. Этот удирал на велосипеде, потом в машине, на пароходе, на слоне, на поезде, на самолете, и прибыл на свадьбу вовремя. Просто с ума сойти.
ПИСЮН: Да, я читал в газете, что это - лучший эпизод. Надо же было именно сейчас выйти в туалет. Именно сейчас. Именно сейчас.
ЖЕНЩИНА: Да, это была та еще штука.
ПИСЮН: Да я просто помочился. В туалете. Вместо того чтобы увидеть лучший эпизод фильма, я пялился на стену туалета, на мочу, и все остальное у других, и из-за спешки так и не смог как следует помочиться. Но мочевой пузырь не обманешь - мне пришлось снова расстегнуть ширинку, снова выдавить пару капель, вытряхнуть, так что я еще больше времени потерял. Из-за опасения что-то пропустить я пропустил еще больше.
ЖЕНЩИНА: Ты прав. Скажу тебе откровенно - пока ты писал, я тут познакомилась с одним... (
указывает на Постороннего) и мы друг друга полюбили.
ПИСЮН: Но вы ведь даже не были знакомы!
ПОСТОРОННИЙ: Константин!
ЖЕНЩИНА: Его зовут Константин, и мы решили быть вместе перед нашей совместной жизнью.
ПИСЮН: (
потрясен): И все это - за те две минуты, пока я писал?
ЖЕНЩИНА: Мы полюбили друг друга с первого взгляда, у нас много общего, он интересуется детским кукольным театром и сделал по этому вопросу докторат, и он - чрезвычайно интересный собеседник.
ПОСТОРОННИЙ: Ага. Интересный.
ПИСЮН: Я не понимаю... Не понимаю. Я вышел на минутку пописать...
ЖЕНЩИНА: Я желаю тебе всего хорошего, надеюсь, что мы останемся друзьями и что ты выздоровеешь от простаты, мочевого пузыря, почек и всего остального.
ПИСЮН (
продолжает удивленно бормотать): Ни фига себе, вышел пописать...
ЖЕНЩИНА: Кстати, пока ты там был, тут проходила девушка, которую ты когда-то любил и не добился, помнишь? Ты мне ее когда-то показывал.
ПИСЮН: Та, что похожа на Марину Влади?
ЖЕНЩИНА: Вот!
ПИСЮН (
взволнованно): Где она? (
Встает.)
ЖЕНЩИНА: Она вышла из кино, когда ты ушел.
ПИСЮН (
садится): Когда я ушел!
ЖЕНЩИНА: Она сейчас выглядела красивее, чем тогда. Прямо кинозвезда.
ПИСЮН: А я бы сейчас на нее и не посмотрел.
Женщина: А она подошла ко мне, спросила - куда ты делся? Ведь она тебя видела здесь. Я сказала, что ты вышел пописать, и она сказала - очень жаль, она как раз поняла, что любила тебя все эти годы и не догадывалась об этом.
ПИСЮН (
взволнован, встает): Куда она пошла?
ЖЕНЩИНА: Она не могла ждать. Ей надо было ехать в такси в аэропорт на съемки фильма в Австралию...
ПИСЮН: В Австралию!
ЖЕНЩИНА: В Австралию.
ПИСЮН (
садится): Если б у меня были силы и деньги поехать в Австралию!
ЖЕНЩИНА: А потом тебя искал продюсер, который хотел купить у тебя права на твой сценарий.
ПИСЮН: И он тоже?
ЖЕНЩИНА: Да. Он был готов тут же, на месте уплатить тебе двести тысяч долларов и проценты, но он очень спешил, и не смог тебя дождаться...
ПИСЮН (
взволнован, встает): Куда?
ЖЕНЩИНА: Он выбежал за ней и уехал в том же такси. Он ведь - продюсер этого фильма в Австралии. Они боялись опоздать на самолет.
ПИСЮН (
садится): Вот так сходил в туалет. Потерял двести тысяч долларов, на которые я мог бы уехать в Австралию вслед за ними...
ЖЕНЩИНА: Да, но зачем?
ПИСЮН: Ты же сказала, что она сказала, что была в меня влюблена.
ЖЕНЩИНА: Да, только ей надоело ждать, и она сказала, что если тебя не найдет, то согласится на упрашивания продюсера, потому что он тоже в нее влюблен, и он сказал мне, что собирается сделать ей предложение прямо в такси, а она мне еще до того сказала, что если она тебя не найдет и он сделает ей предложение, то она тут же согласится, так что они уже в этом такси едут в Австралию как жених и невеста.
Долгая пауза. Писюн потрясен.
ПИСЮН: Что еще?
ЖЕНЩИНА: Ничего. С тех пор как ты вернулся - все в порядке.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
МУЖЧИНА: Алло?
ЖЕНЩИНА: Да.
МУЖЧИНА: Это Беба?
ЖЕНЩИНА: Беба.
МУЖЧИНА: Здравствуйте, это Макс.
ЖЕНЩИНА: Кто?
МУЖЧИНА: Макс.
ЖЕНЩИНА: Я не знаю никакого Макса.
МУЖЧИНА: Вы просто не помните. (
Пауза.) Мы с вами даже собирались пожениться.
ЖЕНЩИНА (
задумывается и вдруг говорит тоном радости, смешанным с досадой от невозможности вернуть энтузиазм прошлого): Макс! Так вы действительно Макс?
МУЖЧИНА: Макс.
ЖЕНЩИНА: И с чего это вдруг ты решил позвонить? Тридцать лет прошло! Тридцать лет!
МУЖЧИНА: Я оказался в вашем городе. И подумал - может, ты еще ждешь?
ЖЕНЩИНА (
смеется): Еще чего?! Тридцать лет!
МУЖЧИНА: Так я и думал.
ЖЕНЩИНА: Что ты думал? Что время остановилось?
МУЖЧИНА: Думал…
ЖЕНЩИНА: Я уже давно замуж вышла.
МУЖЧИНА: Поздравляю.
ЖЕНЩИНА: И уже успела овдоветь.
МУЖЧИНА: То есть, ты снова...
ЖЕНЩИНА: И снова вышла замуж...
МУЖЧИНА: Ты случайно не помнишь, где маленький пластиковый кошелек, который я у тебя забыл?
ЖЕНЩИНА: Нет. Через тридцать лет...
МУЖЧИНА: Я тут проходил мимо и думал забрать его.
ЖЕНЩИНА: Никакого кошелька я не помню, столько времени прошло.
МУЖЧИНА: Может, стоит поискать? Мне он нужен. (
Пауза.) Значит, ты вышла замуж и у тебя нету моего кошелька. Маленький такой, коричневый, на кнопке?
ЖЕНЩИНА: Да. Такова ситуация, в общем.
МУЖЧИНА: Я тут проходил мимо и думал... Там еще квитанция из прачечной... (
Пауза.) Ладно, пойду я. До свиданья. Может, все-таки поищешь?
ЖЕНЩИНА: Прощайте.
В ГОСТИНИЦЕ
ГОСТЬ: Здравствуйте. Моя фамилия Купец. Я здесь у вас первый раз. Я заказывал номер.
ПОРТЬЕ: Пожалуйста, г-н Купец. Номер в вашем распоряжении. Приятного отдыха.
ГОСТЬ: Когда у вас время завтрака, обеда, ужина?
ПОРТЬЕ: Завтрак с семи до девяти. Обед с двенадцати до двух. Ужин с семи до десяти.
ГОСТЬ: Хорошо. А если я захочу есть в пять?
ПОРТЬЕ: Можно заказать, г-н Купец.
ГОСТЬ: Хорошо. А в десять?
ПОРТЬЕ: Можно заказать и в десять, г-н Купец.
ГОСТЬ: И шоколад?
ПОРТЬЕ: И шоколад, г-н Купец. Приятного отдыха.
ГОСТЬ: А когда у вас отбой?
ПОРТЬЕ: Когда хотите, г-н Купец. Это ведь гостиница.
ГОСТЬ: Так я могу лечь спать и в двенадцать ночи?
ПОРТЬЕ: Да, г-н Купец.
ГОСТЬ: И даже в час ночи?
ПОРТЬЕ: Конечно, г-н Купец.
ГОСТЬ: А когда у вас подъем?
ПОРТЬЕ: Когда хотите.
ГОСТЬ: И никто не будит?
ПОРТЬЕ: Если вы не хотите, то вас и не будут будить.
ГОСТЬ: И можно встать даже в двенадцать?
ПОРТЬЕ: Да, г-н Купец.
ГОСТЬ: Но если я ложусь в девять вечера, зачем же мне валяться до двенадцати?
ПОРТЬЕ: Как вам будет угодно, г-н Купец.
ГОСТЬ: А если меня не будет во время обеда?
ПОРТЬЕ: Вы можете заказать себе обед в другое время, г-н Купец.
ГОСТЬ: И я не обязан быть на обеде?
ПОРТЬЕ: Конечно, нет, г-н Купец.
ГОСТЬ: А если я почищу зубы, кому я должен показать, что почистил?
ПОРТЬЕ: Никому, г-н Купец.
ГОСТЬ: Так нет проверяющих?
ПОРТЬЕ: Нет, г-н Купец.
ГОСТЬ: Я смотрю, у вас тут много свободы. И никто не проверяет, как я вымыл шею?
ПОРТЬЕ: Никто, г-н Купец.
ГОСТЬ: Весело у вас тут, я посмотрю. И у меня будет ключ, чтоб я мог на ночь закрыться?
ПОРТЬЕ: Конечно, г-н Купец.
ГОСТЬ: И брелок?
ПОРТЬЕ: Конечно, г-н Купец.
ГОСТЬ: А кто будет меня в комнате охранять?
ПОРТЬЕ: Зачем?
ГОСТЬ: Мало ли. Вдруг я проснусь среди ночи.
ПОРТЬЕ: Это ваше личное дело, г-н Купец.
ГОСТЬ: А если я заплачу?
ПОРТЬЕ: Почему?
ГОСТЬ: Испугаюсь чего-нибудь, темнота, чужой город.
ПОРТЬЕ: Вы сможете позвонить портье.
ГОСТЬ: И он не будет на меня кричать?
ПОРТЬЕ: Ни в коем случае, г-н Купец.
ГОСТЬ: А можно подняться к себе в комнату на лифте?
ПОРТЬЕ: Конечно, г-н Купец.
ГОСТЬ: Так я сейчас прямо пойду, приму ванну. А?
ПОРТЬЕ: Поступайте, как вам будет угодно, г-н Купец.
ГОСТЬ: Так вы меня не обязываете принять ванну прямо сейчас?
ПОРТЬЕ: Нет, г-н Купец.
ГОСТЬ: Хорошо. А что вы мне дадите, если я пойду и приму ванну прямо сейчас?
ПОРТЬЕ: Ничего, г-н Купец.
ГОСТЬ: Значит, через десять минут я приму ванну, почищу зубы, пописаю, надену пижамку. А?
ПОРТЬЕ: Как вам будет угодно, г-н Купец.
ГОСТЬ: Значит, никого не волнует, принял ли я ванну, почистил ли зубы, ел ли, встал ли... Странновато, знаете ли, тут у вас… Ну, хорошо, а кто меня укроет?
ПОРТЬЕ: Никто, г-н Купец. У нас укрываются сами.
ГОСТЬ: Ну и ну. (
Топчется на месте, разочарованный.) Ну, так значит, спокойной ночи? (
Подставляет щеку портье.) А поцеловать?
ПОРТЬЕ: Ты что, офигел, придурок?
ГОСТЬ: Я очень, очень разочарован.
ШАПКА, КОТОРАЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В КОРЗИНУ
Человек в странной шапке стоит в битком набитом автобусе, прижатый к человеку с корзиной. Они стоят лицом друг к другу.
С ШАПКОЙ: Некоторые удивляются, глядя на мою шапку. А это, между прочим, очень хорошая и качественная шапка. Вот тут есть молния, и когда ее расстегиваешь, внутренняя часть выходит наружу, а здесь, сбоку, есть две пуговички, и если вытащить уши, то они становятся ручками и шапка превращается в корзину. Это очень практично. Если вы выходите зимой, в дождь и ветер, у вас на голове шапка, и вам не нужно нести корзину, и руки могут оставаться в карманах и греться там, а если вы вдруг видите на улице два кило яблок по сниженной цене и должны их купить, то и небо просветляется, и дождь прекращается, и вы снимаете шапку, и ваша голова свободна от этой тяжести, и у вас в руках корзина с яблоками, так что у вас под рукой всегда то, что нужно в данный момент.
С КОРЗИНОЙ: Я вас понимаю и завидую. Действительно, очень хорошая шапка, решающая все проблемы. Жаль, что у меня такой нет. А где вы ее купили?
С ШАПКОЙ: В подарок получил.
С КОРЗИНОЙ: Так, может, спросите у того, кто вам подарил?
С ШАПКОЙ: Он умер.
С КОРЗИНОЙ: Здесь, у нас?
С ШАПКОЙ: Нет. В Австралии.
С КОРЗИНОЙ: Может, можно написать его вдове?
С ШАПКОЙ: Он был одинокий. Я - единственный, кто у него был. Он привез мне эту шапку с самого края Австралии и умер.
С КОРЗИНОЙ: Очень жаль. Если б у меня была такая шапка, то у меня вся жизнь бы иначе повернулась. Мне как раз такая нужна. Жаль, очень жаль.
С ШАПКОЙ: Да, это уж действительно - всем шапкам шапка.
С КОРЗИНОЙ: Очень жаль. Я бы с такой шапкой... Кстати, вы называете ее шапкой или корзиной?
С ШАПКОЙ: Я называю ее "Блюю", что в переводе с английского означает "голубая". Потому что она голубая.
С КОРЗИНОЙ: Вы счастливы с ней, да? С такой шапкой и я был бы счастливым. У меня бы с ней никаких проблем не было. Как вы сказали: нужна шапка - вот тебе шапка, нужна корзина - вот тебе корзина. Никаких проблем, никаких забот и тебя не интересуют никакие взрывы, никакие теракты, ты - свободный человек, ходишь себе со своей Блю, и ничего тебе в жизни больше не нужно. Очень, очень жаль. Вы даже не понимаете, как мне жаль, как мне обидно и досадно, что у меня такой нет. На самом краю Австралии... Сейчас мне кажется, что родиться в Австралии - это единственно верное решение. Я был знаком с одной женщиной оттуда. Она мне даже намекала, что хочет. А потом уехала. Я бы мог сейчас вести беззаботную жизнь где-нибудь на ферме в Австралии, с Блю, и с еще одной про запас, чтоб у меня был двойной запас беззаботности. Иди знай, где найдешь, где потеряешь. Иди знай.
КАССИР И КОНДУКТОР
Студия ТВ. Ведущий, двое гостей.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Сегодня в программе "Прямой диалог" у нас в гостях два продавца билетов - автобусный кондуктор и кассир кинотеатра. (
Приглашенным) Здравствуйте. Первым, я, пожалуй, обращусь к кассиру. Как вас зовут?
КАССИР: Давидов.
ВЕДУЩИЙ (
пытается шутить): Давидов или Завидов?
КАССИР (
ему совсем не смешно): Почему Завидов?
ВЕДУЩИЙ (
кондуктору): А вы?
КОНДУКТОР: Я - кондуктор в автобусе.
ВЕДУЩИЙ: А имя?
КОНДУКТОР: Раджуан.
ВЕДУЩИЙ (весело): Господа и дамы, берите билеты у Раджуана.
КОНДУКТОР (
ему совсем не смешно): Да.
ВЕДУЩИЙ: Прежде чем задавать вам вопросы, я передам вам микрофон, и говорите, что хотите.
КОНДУКТОР: О чем?
ВЕДУЩИЙ: О вашей работе. Нам очень интересно, какое напряжение возникнет между вами.
КОНДУКТОР: Какое напряжение? Я в автобусе, он - в кассе.
ВЕДУЩИЙ: Это так, но есть ведь различия? Вот и поговорите о них.
КАССИР: Так он же сказал: он в автобусе, я в кассе. Это отличие. А общее - то, что мы продаем билеты.
КОНДУКТОР: Я - в автобусе, он - в кассе.
КАССИР: Я хочу сказать. Многие, в том числе кондукторы, думают - подумаешь, кассир. Открыл себе кассу за полчаса до начала, собрал деньги, закрыл окошко, посчитал, пошел домой. Прежде всего, приходить нужно за час, а не за полчаса, как некоторые думают. Приготовить мелочь, проверить билеты. После закрытия кассы я остаюсь еще на час, чтобы посчитать выручку, заполнить отчет, а на следующее утро - иду в банк и сдаю выручку. Кроме того, касса открыта за час до первого сеанса и час после начала последнего без перерыва. Получается от четырех до десяти с половиной. Таким образом это шесть с половиной часов в день, а не полтора, как некоторые думают. Думать так - большая ошибка и необходимо это исправить раз и навсегда. Второй очень важный аспект - некоторые думают, что мы смотрим кино бесплатно? Когда? Я ведь в кассе все время! И это - вторая большая ошибка, подлежащая исправлению. Нет у меня времени смотреть фильмы. Это вы, кондукторы, можете себе позволить.
КОНДУКТОР: А мы тоже не развлекаемся, как некоторые думают - в кино там и т.д. Разве останутся на это силы после восьми часов в автобусе жарким летом?
КАССИР: Я не говорю про силы, я говорю, что вы можете, если захотите. Если вы работаете в дневную смену, то кто вам мешает пойти вечером в кино? Кто?
КОНДУКТОР: А вам - вам кто мешает ездить по утрам в автобусе?
КАССИР: Ну и что мне с вашего автобуса? Автобус - это же не развлечение, вроде кино. Автобус - это необходимость.
КОНДУКТОР: А я и не говорю про развлечения. Я говорю о том, что вы это можете, если только захотите.
КАССИР: Но ведь и вы можете бесплатно кататься в автобусе в нерабочее время.
КОНДУКТОР: А вы можете в ваш выходной сходить в кино.
КАССИР: У меня выходной в субботу.
КОНДУКТОР: В субботу тоже есть сеансы.
КАССИР: А если я - верующий иудей? Мне в субботу в кино нельзя.
КОНДУКТОР: А я не говорю о том, верующий вы или нет, я говорю, что у вас есть возможность это сделать. Кроме того, вы не должны каждый раз открывать и закрывать двери на остановках, а у нас этих дверей две - средняя и задняя. Это почему-то всегда забывают, думают, что на нас только билеты, а про двери забывают. Никто не хочет думать о нашей ответственности за то, что какой-нибудь старушке может прищемить дверью палец и ее потащит за автобусом и она погибнет под колесами, такие случаи были.
КАССИР: Да, но зато на вас нет ответственности за несколько тысяч шекелей выручки, а ведь может прийти грабитель, отобрать деньги, убить кассира - и поминай как звали. Такие случаи тоже были.
КОНДУКТОР: Я уже не говорю о том, что когда передаешь сдачу, то недостачу надо покрывать из собственного кармана.
КАССИР: Ну, ведь и у нас то же самое.
КОНДУКТОР: Да, но вам все-таки не нужно постоянно открывать и закрывать две двери и все время стоять наготове, как лиса у норы. А при этом невозможно сосредоточиться на деньгах - из-за дверей и пальцев старушки. Понимаете?
КАССИР: Вот! Так поэтому у вас есть летние лагеря для детей и тринадцатая зарплата*, а у нас ничего такого нету.
*
Автобусная сеть в Израиле - социалистическая, кооперативная, а кинопрокат - частный. (Прим. перев.)
КОНДУКТОР: Необходимо раз и навсегда исправить эту ошибку, когда нас, наемных работников, приравнивают в правах к членам автобусного кооператива. На самом деле у нас нету никаких лагерей и никакой тринадцатой зарплаты.
КАССИР: Ну, так и у нас нету, ну и что же?
КОНДУКТОР: Но у вас же нету дверей! А теперь вам и компьютеры поставили, так что вообще все раз-два и готово. Теперь не нужно на каждый билет печать ставить.
КАССИР: Но и у вас не ставят.
КОНДУКТОР: Ну и что? У нас и без печати полно забот.
КАССИР: Например?
КОНДУКТОР: Например, двери.
КАССИР: Про двери вы уже говорили.
КОНДУКТОР: Ну и что? Двери же от этого не исчезли.
КАССИР: А компьютер... Подумаешь, компьютер. Тоже мне. А если он сломается? Лучше по-старому, с печатью.
КОНДУКТОР: Так я же не имел в виду, если сломается, я имел в виду, если работает.
КАССИР: А если нет? Конечно, если у вас автобус поломался, так вы отдыхаете.
КОНДУКТОР: Когда это автобус ломается? Раз в двадцать лет. И это всегда автобус без кондуктора.
КАССИР: А я и не говорю о том - ломается или нет, я говорю - когда сломается. Когда сломается, вы отдыхаете. А у меня, если компьютер сломается, сеанс не отменяют. И не дают кассиру отдохнуть.
КОНДУКТОР: А если кинопроектор сломается? Тогда вы разве не отдыхаете?
КАССИР: Я говорил о компьютере.
КОНДУКТОР: А я - о проекторе.
КАССИР: А я не имел в виду проектор.
КОНДУКТОР: Так зачем же ты говорил "когда автобус сломается"? Если ты говоришь "сломается автобус", то я говорю "сломается проектор". Если ты не хочешь, чтобы проектор сломался, не ломай мне автобус.
КАССИР: А вы всегда орете, от вас никому покоя нет.
КОНДУКТОР: Ты лучше сравни, в каких условиях ты считаешь деньги, а в каких я. Мы должны считать в ходе поездки, в тряске, на крутых поворотах, например, как с улицы Алленби на бульвар Ротшильда, или, к примеру, автобус резко останавливается на красный, шекель падает, катится, попадает в щель под дверью, и поминай как звали. А возмещать-то из своих.
КАССИР: Зато вы видите пейзажи за окном, тут - улица Дизенгоф, там - улица Пинкас, а мы сидим в крохотном закрытом помещении.
КОНДУКТОР: Тоже мне - пейзаж. Улица Пинкас. Улица Иегуды Ха-Леви, возле почты - это пейзаж?
КАССИР: Я же не говорю - Пинкас или не Пинкас, но ведь вид за окном меняется.
КОНДУКТОР: Но ведь и у вас перед окошком все время разные люди мелькают.
КАССИР: А у вас - и люди мелькают, и пейзаж меняется.
КОНДУКТОР: Улица Пинкас - это пейзаж? Ладно, допустим, пейзаж, но разве у меня есть время глядеть в окно? Двери - билеты, двери - билеты.
КАССИР: Но у вас есть время, когда пассажиров мало и вы можете спокойно смотреть в окно.
КОНДУКТОР: А вы, когда нет публики, можете пить кофе, читать газету, болтать с контролером.
КАССИР: Послушайте, видеть из окна улицу Леви - это значительно лучше, чем болтать с Ициком Леви - нашим контролером.
КОНДУКТОР: Я же не говорю про Ицика, я говорю о принципиальной возможности.
КАССИР: Я тоже для примера сказал про улицу Пинкас, а ты мне все время "Пинкас, Пинкас".
КОНДУКТОР: А что у нас есть, кроме Пинкас? Ну, что? У тебя такой пример, как будто есть какие-нибудь другие.
КАССИР: Вот и я должен оставаться с Ициком Леви, а ты говоришь "пример".
КОНДУКТОР: А у вас кофе пьют.
КАССИР: А кто вам мешает в термосе принести?
КОНДУКТОР: Ну да! А тряска? Всю форму зальет. Ваше кино, по крайней мере, не трясется, стоит на месте.
КАССИР: Все говорят "кино, кино, Голливуд". Это у нас Голливуд?
КОНДУКТОР: А кто сказал "Голливуд"? Разве есть что-нибудь общее между улицей Пинкас и Голливудом?
КАССИР: В кино приходят посмеяться, отдохнуть, поглядеть на девушек. Купил билет - и все, зашел. И никто не думает - откуда эти билеты, кто их продает, кто проставляет на них места, кто дает сдачу. Думают - все так просто, на деревьях растет. Нет, господа! Билеты на деревьях не растут!
КОНДУКТОР: Автобусные билеты тоже не в лесу собирают. Открывать и закрывать двери - это вам не пряники кушать. Это не так просто, как вам кажется, господа! Нет! Жизнь не так проста, как вам кажется, это нервы, проблемы, все совсем не так.
ВЕДУЩИЙ: К сожалению, наше время истекло, мы благодарим вас за интересную дискуссию.
КОНДУКТОР: Я только хочу сказать пару слов насчет дверей. В случае аварии...
ВЕДУЩИЙ. К сожалению, наше время истекло.
КОНДУКТОР (
быстро, пытаясь успеть): В случае аварии на нас ложится вся ответственность за открытие дверей и работу с огнетушителем.
КАССИР: Я не говорю о случае аварии...
ВЕДУЩИЙ: Время кончилось! Камера выключена.
КАССИР: Но он же сказал, дайте и мне. В кинотеатрах тоже бывают пожары. А во время землетрясений мы, кассиры - в повышенной группе риска, потому что...
ВЕДУЩИЙ: Спасибо всем участникам программы.
КАССИР (
быстро, пытаясь успеть): ...и весь кинотеатр вместе со смеющимися зрителями и проектором обрушивается, погребая всех под собой, а у вас автобус просто остановится, и все...
КОНДУКТОР: Остановится? Как бы не так! Перевернется! Двери заклинит и нельзя будет...
ВЕДУЩИЙ: Мы закончили. До свидания.
КОНДУКТОР (
орет): И нельзя будет выйти! Вот! А вы говорите!..
ОШИБКА
Мужчина сидит на стуле и очень надеется, что он что-то из себя представляет…
ЖЕНЩИНА (
входит): Вы помните д-ра Корца? Который так зажегся вашим исследованием по психологии?
МУЖЧИНА: А что случилось? Он умер?
ЖЕНЩИНА: Нет. Мы с ним встретились вчера случайно на улице, и он сказал, что очень сожалеет, но он уже давно собирался мне сказать, что то, что он о вас написал, было ошибкой, и все ваше исследование выеденного яйца не стоит.
МУЖЧИНА: Серьезно? Так он сказал?
ЖЕНЩИНА: Да. Тогда оно произвело на него впечатление, но это было очень поверхностно, а сейчас выяснилось, что он ошибся.
МУЖЧИНА: Но он был не единственным, кому исследование понравилось. Было еще много других.
ЖЕНЩИНА: Мне звонила завкафедрой д-р Музалах.
МУЖЧИНА: И...
ЖЕНЩИНА: Она заявила, что она тоже ошибалась.
МУЖЧИНА: В отношении исследования?
ЖЕНЩИНА: Да. По отношению к остальным она своего мнения не изменила. Раньше она говорила, что в вас что-то есть, - и ошибалась.
МУЖЧИНА: Как это ошибалась? Ведь у нее и тогда были глаза и голова на плечах...
ЖЕНЩИНА: Да, но тогда она просто была очень уставшей, в кризисе, и ей просто показалось, что есть в вас какая-то божья искра, но со временем она поняла, что это не так, она вышла из кризиса, и теперь, рассмотрев ситуацию свежим взглядом, она признает, что тогда совершила ошибку и вы - совсе не то, что она думала.
МУЖЧИНА: Г