ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ



ОТ РЕДАКЦИИ

    
    
     Многие еврейские читатели были жестоко разочарованы Александром Солженицыным, найдя в его книге "200 лет вместе" ошибки, неоправданные суждения, несправедливые оценки и еще множество вещей, которые не вяжутся с нашим собственным суждением о себе и своем прошлом. В сущности, это драма неразделенной любви. Эти люди как бы ожидали одобрения своему существованию в истории и сегодняшнему образу жизни от столь уважаемого ими писателя. Однако, следовало бы прежде всего осо-знать, что эта книга написана не для нас и не для того, чтобы мы по ней изучали историю собственного народа. Эта книга написана русским писателем для своего народа, чтобы поделиться с ним своим видением исторического процесса в его родной стране.
     Возможно, он видит этот процесс неправильно. Возможно, он преувеличивает (или недооценивает) наше значение в истории России. Возможно, он ошибается во многих спорных вопросах. Но он видит свою историю так, как он ее видит, и в любом случае мы должны быть ему благодарны за то, что он взял на себя труд попытаться распутать тот мертвый узел, который завязался во-круг этого вопроса в русском национальном сознании.
     Мы видим себя изнутри. Это не тот же самый образ, что создается у наших соседей, когда они глядят на нас со стороны. Если в таком постороннем взгляде недостает симпатии, нет смысла гневаться. Есть смысл последовать за чужим мнением и взвесить его на своих собственных весах. Человек может- не узнать собственный голос, записанный на магнитофон. Он не знает, как выглядит его затылок. Мы не получаем объективного представления о своем народе ни из своих собственных наблюдений, ни из антисемитской ругани. Внимательный взгляд писателя дает нам ту оценку, которую мы не услышим от приятелей и не захотим услышать от недругов. Он дает объемность нашему зрению, как два глаза дают видение вглубь, хотя не добавляют никаких новых деталей.
     Конечно, раньше и помимо жизненного опыта наши взгляды диктуются и глубокой, уходящей в бездну историей. И повышенное внимание писателя к евреям определяется его культурой, его религией, его пониманием Библии. Его взгляды на евреев и их историю укоренены в его культуре, и в такой же мере характеризуют евреев, как и его самого.
     Мы не берем на себя ни пропагандистских, ни оправдательных задач. Наш журнал с самого начала поставил перед собой задачу самопознания, и книга Солженицына еще неоднократно всплывет в наших обсуждениях. Нам не обязательно соглашаться с Солженицыным, но обязательно выслушать и взвесить его аргументацию по существу, чтобы лучше видеть себя как народ среди других народов.
    
    
    

         
         

 

 


Объявления: