ОТ РЕДАКТОРА


     В Москве вышел из печати второй том книги А.И.Солженицына "200 лет вместе", посвященной детальному разбору русско-еврейского сосуществования. Для очень многих шокирующей оказывается сама постановка этого вопроса, как одного из определяющих российскую историю ХХ века. Но А.Солженицын не был бы тем, кто он есть, если бы его взгляды не отличались от общепринятых.
     После прочтения первого тома, в котором подчеркивалась сильная зависимость предреволюционных настроений российского общества от состояния еврейского вопроса, можно было ожидать, что второй том предъявит евреям еще более жесткий счет, ибо широкое участие евреев в русской революции не подлежит сомнению.
     Однако общий тон второго тома оказался в гораздо большей степени примирительным, чем тон первого. В сущности, только во втором томе и обсуждается история, которую оба народа в самом деле прошли "вместе". До того неравноправное положение еврейского народа делало само это слово - "вместе" - не вполне оправданным. Конечно, взвешенная оценка этой книги нам еще предстоит. Но и сейчас можно обратить внимание на то, что для автора анализ поведения евреев неумолимым образом превращается в размышление о судьбе русского народа и его особенностях, и "вместе" означает у него "в сравнении", "во взаимодействии" и даже "в противостоянии".
     Описывая русскую историю, автор избегает вопроса о ее субъекте. До 1917 г. таким субъектом ему виделась, очевидно, Российская империя, в которой евреи были периферийным, часто раздражающим объектом. Государственническая позиция Солженицына определяла его симпатии в истории этого периода. Но уже в тексте второго тома он занимает позицию скорее диссидентскую по отношению к новой власти, и тогда русский народ в его трактовке, русская аристократия, русская интеллигенция, а потом и крестьянство, оказываются пассивными жертвами демонических безнациональных сил: "Нет, власть тогда была не еврейская, нет. Власть была интернациональная". При этом Солженицын старается соблюсти некий баланс по отношению к евреям, упоминая еврейское содействие либо противодействие этим силам. Но у него так ни разу и не всплыла какая-нибудь русская общественная группа (кроме большевиков), которая бы активно действовала в истории и сознательно предложила евреям какую бы то ни было форму сотрудничества.
     Он признает, что и белое движение оказалось не на высоте общей задачи, хотя и находились евреи, готовые горячо его поддержать.
     В то время как динамизм евреев, отмеченный в новой книге Солженицына, поражает воображение, неизменно страдательная роль русского народа при этом производит тягостное впечатление какой-то культурной несостоятельности. Эту черту книги подметил и полемически заострил известный московский литературный критик Дмитрий Быков, чью статью мы публикуем ниже.
    
    

    
    

 

 


Объявления: