Нечасто в нашем лучшем из миров вершится историческая справедливость. К числу событий такого рода относится воссоздание еврейского государства. Образование Израиля в мае 1948 года завершило драматическую восемнадцативековую эпоху изгнания евреев из их земли. На самый конец ее пришлась небывалая трагедия, постигшая народ Книги – Холокост. Но еврейский народ пережил и ее. Его необыкновенная, уникальная жизнь продолжается в новом государстве, возникшем в результате стечения обстоятельств, граничащего с чудом.
В Талмуде повествуется о том, что в Иерусалимском Храме, несмотря на его относительно небольшие размеры, в праздники хватало места всем молившимся. Рассказ этот глубоко символичен. Приехав из огромного по территории государства в Израиль, удивляешься тому, как здесь, на этом клочке земли, удалось устроиться нескольким миллионам человек. Невольно вспоминаются гипотезы В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена: развитая инфраструктура Израиля увеличивает поверхность его биосферы и тем самым как бы расширяет его геодезические размеры. Поэтому, в «ноосферном» смысле, Эрец-Исраэль является более просторной, чем иные «большие» страны.
Имеется, однако, и другая сторона реальности. В политической географии есть такое понятие, как «хинтерленд» (hinterland – районы, расположенные в глубине территории государства); так вот, для Израиля оно имеет чисто символический характер. В этом мы наглядно убедились в ноябре минувшего года, когда хамасовские ракеты иранского производства, выпущенные из Газы, в считанные минуты достигали Тель-Авива и Иерусалима. Не говоря уже о «градах» – арабские террористы осквернили даже название легендарного советского оружия, громившего нацистов: теперь из «катюш» последыши Гитлера обстреливают территорию еврейского государства.
Освобождение от многовекового рабства, Исход, да и всю историю еврейского народа его недоброжелатели издавна пытаются извратить и опошлить. В III веке до н.э. египетский жрец Манефон (IV – III вв. до н.э.) в своем историческом трактате, в пику Библейской книге “Шмот”, пустил в оборот версию о том, что народ Израиля покинул Египет вовсе не по воле Бога и под водительством Моисея, а был изгнан фараоном (видимо, Рамзесом II Великим) за то, что евреи распространяли проказу среди чистых египтян, были жестокими, бессердечными и ненавидели обычаи других народов.
Эта зловредная выдумка, по мнению Льва Полякова, автора двухтомной «Истории антисемитизма», была уже явным и откровенным проявлением юдофобии в цивилизованном мире. Ее ядовитые семена дали буйные всходы в дальнейшем, особенно в Средние века, когда произошла демонизация евреев в христианском мире, и в антисемитской мифологии оформился архетипический образ еврея, пьющего кровь смиренных христиан, отравляющего колодцы с помощью подкупленных им прокаженных, разносящего чуму, занимающегося черной магией и мечтающего уничтожить весь христианский мир.
Но еще до триумфа новой религии в Римской империи, до юдофобских проповедей Иоанна Златоуста, установившего планку христианского антисемитизма на такой «высоте», которую смог преодолеть, пожалуй, лишь «теолог Холокоста» Мартин Лютер, – через три столетия после Манефона, Гай Корнелий Тацит давал евреям такую характеристику: «Все, что мы почитаем, они отвергают, зато все, что у нас считается нечистым, им разрешено». Вот, в частности, что вызывало презрительную иронию римлянина: «У евреев, – писал Тацит, – убийство ребенка считается тягчайшим преступлением».
Античный языческий мир, поклонявшийся идолам и обожествлявший императоров при их жизни, попросту был еще не готов понять и принять ни иудейского монотеизма (с его верой в единого – для всех народов – трансцендентного и вездесущего Бога), ни его нравственного Закона, с его запретами, открывавшими путь к свободе и справедливости. Отсюда – отношение к евреям: с подозрением, неприязнью, злобой. Сдается, что и значительная часть современного мира осталась на том же уровне – ведь за минувшие века произошли такие события, которые, казалось бы, должны были навсегда вытравить антисемитизм из социально-политической практики и общественного сознания. Но он сохранился несмотря ни на что, и переносится теперь на еврейское государство, а «антисионизм» стал удобным и вполне легальным эвфемизмом, прикрывающим дремучую юдофобию.
В прошлом году в возрасте 99-ти лет скончался Роже Гароди, бывший член руководства Французской компартии, принявший на старости лет ислам и в 1998 году осужденный за свою книгу «Основные мифы израильской политики», отрицавшую Холокост. В ней он, в частности, писал, что «миф об уничтожении гитлеровцами 6 миллионов евреев стал основной догмой, оправдывающей существование государства Израиль на территории Палестины». «Идея», высказанная Гароди, была и остается основополагающей для современных юдофобов и «антисионистов», силящихся добиться делегитимации еврейского государства.
Что ж, в плане, так сказать, функциональном, политика израильского правительства, как и любого другого, вполне достойна критики (причем, возможно, страной, где израильская политика – как внутренняя, так и внешняя – подвергается наиболее жесткой критике, является сам Израиль). Но политика эта имеет и другой – генетический – аспект. И здесь, в силу особенностей исторической судьбы еврейского народа, политика и мораль, вопреки макиавеллизму, переплелись так, что их попросту не разделить. Во-первых, нельзя оторвать само возрождение еврейского государства в Эрец-Исраэль, переименованного еще в 135 году, после поражения восстания Бар-Кохбы, римским императором Адрианом из Иудеи в Палестину («в честь» филистимлян, исчезнувших за несколько веков до этого, и чтобы навсегда стереть память об иудеях), от Катастрофы европейского еврейства. Во-вторых, если судить непредвзято, не с юдофобских позиций, то следует признать, что ведущий «миф» израильской политики – это выживание Израиля в условиях непримиримо враждебного окружения.
За 65 лет, прошедших с момента принятия в ноябре 1947 года Генеральной Ассамблеей ООН резолюции №181 о разделе Палестины и создании на подмандатной территории двух государств, небольшое еврейское государство Израиль превратилось в современную развитую страну. Те же 65 лет громадный по площади и населению арабский мир был озабочен решением одной-единственной актуальной для него проблемы: как уничтожить Израиль. И вот наконец в прошлом году лидер арабов, живущих в Палестине, обратился в ООН с требованием поднять статус автономии до уровня государства.
Что же изменилось? Арабы Палестины отказались от пагубной конфронтации с Израилем и, имея перед глазами пример еврейского государства, сумели создать на занимаемой ими земле продуктивное общество? Или хотя бы заявили о своем стремлении сделать это? Ничуть не бывало! Три поколения подкармливаемых международными фондами «беженцев», руководимых главарями террористических организаций, занимаются преимущественно бандитизмом в угоду исламо-фашистским силам арабского мира и готовят к этому делу очередную «молодую поросль». Президент «государства Палестина» Абу-Мазен, считающийся «умеренным» среди себе подобных, кроме участия в подготовке терактов против израильтян, известен и тем, что в свое время защитил в Москве диссертацию, посвященную «сотрудничеству» сионистов с нацистами в годы Второй мировой войны и отрицанию Холокоста (о том, чем занимались тогда муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни и другие лидеры арабских националистов, историки такого пошиба пока предпочитают не распространяться).
Определенно изменилось одно: отношение к исламскому террору в мире. Оно стало более лояльным, поэтому ООН и пошла на поводу у лидеров «палестинского народа». Иначе как провокацией «мирового сообщества» против Израиля решение о придании арабской палестинской автономии статуса государства-наблюдателя, не являющегося членом ООН, не назовешь (при этом со всех сторон слышатся призывы «не совершать односторонних шагов», могущих повредить мирному процессу, обращенные... к Израилю!). По своей скандальной безответственности оно может сравниться разве что с резолюцией №3379 Генассамблеи ООН, принятой в 1975 году и постановлявшей, что «сионизм является формой расизма и расовой дискриминации». Можно не сомневаться, что теперь компетентные международные организации будут завалены всякими исками и жалобами на «сионистское образование», обижающее бедных арабов – коранический мир быстро научился эффективно использовать для расшатывания основ библейской цивилизации ее собственные институты. Легко поэтому догадаться, в чью пользу будут выноситься решения по таким кляузам – ведь в свое время даже возведение Израилем защитной стены, предназначенной для предотвращения проникновения в страну террористов, было признано и Гаагским международным судом, и ООН (естественно, большинством голосов!) незаконным. Уже найдена и вовсю раскручивается тема для очередного пропагандистского наступления на Израиль – «незаконное» строительство жилья.
Помнится, в «Приключениях Чиполлино» Джанни Родари, кум Тыква построил себе крохотный домик величиной с голубятню на земле, завещанной ему еще графом Вишней. Какой гнев вызвал этот дерзкий поступок у синьора Помидора! Какие «санкции» обрушились на бедного кума Тыкву! И как эта сказочная история смахивает на недостойную антиизраильскую возню, ведущуюся сегодня в мире. Шутка ли сказать – через девятнадцать веков после изгнания евреев из их страны наглые «сионисты», мечтающие о мировой гегемонии, ухитрились оттяпать для своего государства – единственного нарушителя международного спокойствия – территорию в целых двадцать тысяч квадратных километров! Если и дальше такой темп экспансии-оккупации сохранится, то не пройдет и десяти миллионов лет, как евреи захватят всю обитаемую ныне сушу...
В Вашингтоне и Москве, на редкость дружно и согласованно, заявили, что именно строительство жилья на территории Эрец-Исраэль представляет главную опасность для мирного процесса. Не террор, не обстрелы, не постоянное разжигание лютой ненависти к евреям и их стране в арабской автономии, а именно строительство домов! Несмотря на циничную абсурдность этого тезиса, с ним можно и нужно согласиться, но при одном условии: называть вещи своими именами, то есть под «мирным процессом» понимать не реальное урегулирование арабо-израильского конфликта и замирение сторон, а ословскую дурилку, затеянную двадцать лет назад с целью изжить «сионистское образование» из Палестины. Нетрудно заметить, что как только «мирный процесс» тормозится, арабский террор в Израиле затихает. События в Сирии, да и в Египте, показали, чего стоит ословская доктрина «мир в обмен на территории»: предлагается отдать «государству Палестина» израильские территории и получить взамен бумажку, вроде той, что Н.Чемберлен привез из Мюнхена в 1938 году. Верить арабским руководителям можно лишь в одном – в их страстном и непреодолимом желании стереть Израиль с лица Земли.
«Два государства для двух народов»? Принцип этот явно устарел, или нуждается в наполнении новым содержанием. Филистимляне и не собираются признавать Израиль как еврейское государство, в то же время на территории Палестины уже есть целых два арабских образования: одно – со столицей в Рамалле, другое – в Газе (самое время заняться придумыванием названия для еще одного арабского «народа», вслед за уже выдуманным – «палестинским»). Естественно, арабы потребуют их объединения, и опять же за счет Израиля, а затем переноса своей столицы в Иерусалим. Если же «арабская весна» придет в Палестину, то ХАМАС окажется сначала в Рамалле, а потом... Такое «государство Палестина» – не что иное, как «косовский вариант» для Израиля. Если, к тому же, иранские друзья и благодетели хамасовцев обзаведутся атомной бомбой, то ситуация станет критической не только для Ближнего Востока.
Западные либертарианцы без посторонней помощи, сами себе создали образ принципиальных и бескомпромиссных защитников «меньшинств». Однако в случае с Израилем и якобы угнетаемыми им «палестинцами» имеют место подмена понятий и лукавство. На деле, проклинать и бойкотировать Израиль, требуя против него санкций, и защищать палестинских арабов – удобно и совершенно безопасно, потому что за спиной последних – мусульманский мир, в том числе и террористы – безумные и безжалостные. Подобная «смелость» недорого стоит, не говоря уже о моральной стороне вопроса: ведь и антисемитам позарез нужна сказка о «всемирном еврейском заговоре» и происках «международного сионизма», чтобы оправдать свою юдофобскую страстишку и выглядеть, в собственных глазах и перед другими, отважными борцами, а не трусливыми маньяками.
Упорство и настойчивость, с которыми «цивилизованный мир» толкает Израиль к жертвенному алтарю, непростительна и опасна для всего Запада: исламские экстремисты мечтают начать создание нового халифата именно с уничтожения Израиля.
Сто лет назад Шолом Алейхем сказал, что евреи в Америке не живут – они там спасаются. Израиль не может быть для евреев всего лишь «второй Америкой» – здесь они должны не спасаться, а просто жить полнокровной жизнью в своей собственной стране, где всем ее гражданам хватит места. И над их головами должен висеть не «железный купол», пусть и очень надежный, а яркое средиземноморское солнце в синем небе.